Урок производственного обучения "Монтаж и обслуживание электрических цепей малых станций"

Разделы: Внеклассная работа


Профессия: электромонтер устройств СЦБ.

Тема по программе: “Монтаж и обслуживание ЭЦ малых станций”.

Тема урока: “Проверка устройств резервного питания на посту ДСП”.

Учебные цели урока: Ознакомить учащихся с технологией проверки устройств резервного электропитания на посту ДСП”.

Материально-техническое оснащение урока: мачтовый и карликовый светофоры, стрелочный электропривод, аккумулятор АБН-72, технологические карты, схема ЭЦ, сопутствующий материал.

Ход урока

I.Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II.Вводный инструктаж (45 минут)

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация прежних знаний

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами или тесты на которые должны ответить за 15 минут (Приложение № 1). Желательно использовать тесты:

1. Техника безопасности при обслуживании систем ЭЦ.
2. Организация рабочего места при обслуживании устройств ЭЦ.
3. Устройства электрической централизации.

б) все оставшиеся учащиеся делятся на 2 группы (при делении на группы можно использовать “жребий” или “расчет по номерам”). Обсуждают вопросы, которые ими же были составлены дома (по теме “Техническое обслуживание устройств электрической централизации) и выбирают 6-7 наиболее удачливых (вопросов столько, сколько в противоположной команде участников минус судьи). Кроме всего прочего выбирают двух учащихся – это будут судьи (как правило, наиболее сильные учащиеся).

Каждая команда закрепляет свои вопросы на “древе познания”, а команда – соперник вытягивают по очереди вопрос и сразу же отвечают. При ответе на вопросы учащиеся могут использовать имеющиеся в классе схемы, макеты и другие сопутствующие материалы.

Что должны делать судьи:

1. Оценить правильность ответа
2. Выбрать лучший вопрос.

Выигрывает та команда, которая лучше справилась с ответами на вопросы. И обязательно отметить учащегося, кто придумал самый лучший вопрос, и того, кто лучше всех ответил на вопрос. Итоги игры подводят наши судьи.

3. Формирование новых знаний и умений:

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению изучаемой темы, необходимо каждому учащемуся раздать на каждую парту по одной технологической карте (лучше те, которые нам необходимы №69 и №75). Объяснить учащимся, что данные технологические карты устанавливают порядок производства основных работ при техническом обслуживании устройств СЦБ в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по техническому обслуживанию устройств СЦБ ЦШ/4616, Инструкции по обеспечению БДП при производстве работ по ТО и ремонту устройств СЦБ ЦШ/4397.

Далее преподаватель объясняет, что находится в технологической карте и на какие вопросы можно получить ответ непосредственно по карте. После этого, каждому учащемуся предлагается в течение 3 минут письменно, используя технологическую карту (1 вариант №69, 2 вариант № 75), ответить на вопросы:

  • номер технологической карты?
  • какое устройство обслуживается данной технологической картой?
  • Наименование проверки?
  • Как часто нужно производить проверку (периодичность)?
  • Кто производить данную работу (исполнитель)?
  • Что необходимо взять с собой для комплексного технического обслуживания?

Пример технологической карты:

УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ. ОСНОВНЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

ЦШ МПС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №69

Устройства электропитания (щитовая установка)

Наименование работы

Периодичность

Исполнитель

Осмотр электропитающей установки

1 раз в квартал или в сроки, установленные начальником дистанции сигнализации и связи

Электромеханик и электромонтер

Инструменты, материалы: торцовые ключи 7х140; 8х140; 9х140; 10х140; 11х140; 14х140мм, отвертка 0,8х5,5х200мм, пылесос, переносная лампа, диэлектрические перчатки, шаблон предохранителя, кисть-флейц, технический лоскут.

Мы научились работать с картой, а значит можно переходить к изучению темы “Проверка устройств резервного питания на посту ДСП” (изучение данной темы происходит с использованием сопутствующих материалов). Рассматриваем те операции, которыми должен владеть электромонтер устройств СЦБ.

В 15-17 лет, как правило, большинство учащихся уже сталкиваются с обслуживанием аккумулятора. А значит, изучение материала проходим совместно с учащимися. Нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • кислотные (свинцовые) аккумуляторы;
  • проверка состояния кислотных аккумуляторов (осмотр, чистка, проверка уровня электролита, измерение плотности электролита);
  • аккумуляторы щелочного типа;
  • проверка состояния щелочных аккумуляторов (осмотр, чистка, проверка уровня электролита, измерение плотности электролита);
  • неисправности щелочных аккумуляторов и способы их устранения (этот вопрос изучаем при помощи таблицы №1).

При изучении данных вопросов работаем с технологическими картами № 69 и № 75 и используем таблицу №1 “Неисправности щелочных аккумуляторов”

Таблица №1

Неисправность

Причина

Способ устранения

Пониженная емкость Снижение уровня электролита

 

Длительная работа с электролитом высокой плотности

Довести уровень электролита до 25-30 мм над контактными планками

Откорректировать плотность электролита

Повысить зарядное напряжение до 1,5-1,55 В на аккумулятор

Пониженное напряжение Внутреннее или внешнее короткое замыкание

Отсутствие контактирования

Устранить короткое замыкание или заменить аккумулятор

Открутить верхние гайки и снять нижние уплотнительные гайки. Установить перемычки, закрутить верхние гайки.

Очистить контактные поверхности от карбонатов, ржавчины, грязи.

Раздутие отдельных аккумуляторов Закупорка вентильной пробки Вывернуть, строго соблюдая технику безопасности, вентильные пробки, прочистить отверстия для выхода газа.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

а) учащиеся (2,3 чел.) получают тестовые задания на 3,4 мин. (Приложение №2);

б) фронтальный опрос уч-ся по следующим вопросам:

– действия электромонтера СЦБ при проверке щелочного аккумулятора; (вопросы прилагаются)

– действия электромонтера СЦБ при проверке кислотного аккумулятора. (вопросы прилагаются)

Фронтальный опрос учащихся можно проводить, используя древо “мудрости”. Технологические карты раздавались в произвольном порядке, на некоторых технологических картах (на 7-8), с обратной стороны может быть какой-либо условный знак. Учащийся, у которого есть этот знак, выходит к древу “мудрости”, срывает лист-вопрос и отвечает.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

1. Распределение уч-ся по рабочим местам предприятия.

2. Выдача практических заданий по содержанию резервных источников электропитания.

3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Определение нормы времени на выполнение осмотра и ремонта следующих устройств электропитания:

а) осмотр электропитающей установки; (техн. Карта № 69)
б) проверка состояния кислотного аккумулятора;
в) проверка состояния щелочного аккумулятора.

5. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о и старшего электромеханика дистанции сигнализации и связи на следующих рабочих местах:

а) релейная группа КИП;
б) бесконтактная группа КИП;
в) механизированная сортировочная горка.

6. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

7. Текущее инструктирование:

а) соблюдение последовательности технологического процесса;
б) правильное использование инструмента и оборудования;
в) организация рабочего места;
г) соблюдение уч-ся правил безопасности труда.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

  1. Подведение итогов занятий.
  2. Провести оценку качества работы уч-ся.
  3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
  4. Уборка и сдача рабочих мест.
  5. Задание на дом: А.А.Казаков “Устройство АТС на ж.д. транспорте ”, стр. 28-31,

Устройства СЦБ. Технология обслуживания, стр.366-370.

Приложения