Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, творчески и самостоятельно мыслить. Тот метод обучения, который существует в нашей образовательной системе, не активизирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей дошкольников.

Хорошо известно высказывание Л.С.Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.

В настоящее время, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что перспективой современного образования альтернативой можно использовать проблемно развивающего обучения:

“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (Л.С.Рубинштейн).

Основная задача развивающего обучения – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании, изобразительной, художественно-театральной деятельности, труде.

Именно в этих видах деятельности, при условии освоения ребенком позиции субъекта, происходит вызревание таких новообразований, как: произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так и готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо? Разрешению этого вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к образованию, воспитанию дошкольников.

Можно выделить несколько причин данной проблемы:

  • воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил;
  • содержание игр, предлагаемые детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в “Дочки-матери”, “Шофера”, “Магазин”, но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с удовольствием вводят своих любимых персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена, различных персонажей компьютерных игр;
  • в настоящее время в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие детской субкультуры, в частности игровой. В содержании игровой субкультуры дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.

Исходя из поставленных выше проблем. Можно определить одну из основных целей своей педагогической деятельности.

Цель: создание для ребенка ситуации эмоционального комфорта в игре. Объектом деятельности: эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка.

Предметом деятельности: сюжетно-ролевые игры.

Зная объект и предмет, формируем тему: “Сюжетно-ролевая игра – как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников”.

И выделяем основные задачи деятельности:

  1. Изучение теоретической и практической базы опыта работы.
  2. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности дошкольников.
  3. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности.
  4. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития дошкольников.

Данные цели и задачи актуальны для дошкольного учреждения, основными направлениями работы которого являются:

  • совершенствование условий для получения доступного и качественного образования дошкольников;
  • совершенствование образовательной среды, обеспечивающей новое качество образования, через внедрение инновационных технологий;
  • привлечь родителей к активному участию в жизни и деятельности ребенка, “жить для ребенка, жить жизнью ребенка”.

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики ролей игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Для того, чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.

При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается “морское путешествие”, то ребятам нужно задать вопрос: “Что нам понадобиться для нашего путешествия?” Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участника игрового процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры. Не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило играть в Шрека, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести и один и другой персонаж в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.

При этом, есть дети, которые не вовлечены в игровую деятельность. В этом случае, педагог должен поинтересоваться причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности ребенка. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему – “новенький в группе”, - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним. Цель педагогического взаимодействия вызывает желание у ребенка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.

Для того, чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Вини-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

Вся работа в этом направлении должна продолжаться на протяжении всего периода развития, воспитания и обучения дошкольников. Это приведет к следующим результатам:

  • проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;
  • улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;
  • заинтересовать родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры положительно влияют на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка.

При проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер у дошкольников улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети больше и лучше общаются между собой, с взрослыми, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.