Цели:
- Познакомить с понятием «омонимы» и различием между омонимами и многозначными словами.
- Формировать навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи.
- Выработка правильной каллиграфии и орфографической зоркости.
- Привитие любви к родному языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания по вопросам
1) – Как происходит перенос значений слов в
языке?
– Как обозначаются слова в переносном значении в
толковом словаре?
– Для чего используют метафоры поэты и писатели? (Чтобы
создать более живую, образную картину).
2) Языковая разминка.
На доске слова: съесть, лопнуть, треснуть,
раскалываться.
– Составьте с двумя из них (по вариантам)
предложения, в которых бы каждое слово
употреблялось в прямом и переносном значении.
– Какой стиль речи вы используете, составляя
предложения с переносным значением этих слов?
3) Работа по теме урока.
Планета Лексика нас продолжает удивлять.
Стихотворение так и называется «Удивительные
вещи».
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», – говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
– Что удивительного в том, что стул не
играет, часы никого не обижают, а слона не
пускают в оркестр?
– С каким явлением вы встретились?
Запись в тетрадях:
Улыбнулись сонные берёзки,
растрепали шёлковые косы.
Вот и солнце в облаках мигает,
и иней на снегу сверкает.
– Найдите в них метафоры.
III. Работа над новым материалом
Лексика – очень богатая страна. В ней очень
много одинаковых слов, и мы с трудом разбираемся
в их истинных лексических значениях.
Заглянем в одно племя, они себя называют
двойниками, это значит – одинаковыми.
– Послушайте стихотворение Лившица.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ,
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
– Сколько предметов определяет здесь слово
«ключ»?
– Одинаково ли пишутся они?
– Какой частью речи являются?
Работа по учебнику.
Чтение правила на стр.142
Упр. 344 – устно
Упр. 346.
И ещё одно задание.
Вода стекла – ваза из стекла
Косить косой – косой взгляд
Пчелиный рой – рой землю
Жаркая печь – печь пироги
– Что надо помнить при определении? Омонимы
– слова одной и той же части речи.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
принадлежащие к разным частям речи, называются
омоформами.
А есть ещё омофоны, которые доставляют много
неприятностей, звучат одинаково, а пишутся
по-разному: гриб – грипп.
Запомните самые трудные слова вышел, вышил, палить – полить, сторожил – старожил, съезд – съест, сидеть – седеть. Составьте с ними предложения.
IV. Итог:
– Какие слова называются омонимами?