Урок по швейному делу в 7-м классе коррекционной школы "Обработка боковых срезов юбки"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • Закрепить технико-технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке боковых срезов юбки.
  • Коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда.
  • Выработка потребности трудиться.

Наглядные пособия: образец юбки из клиньев, предметно-технологическая карта юбки из клиньев, образцы различных моделей юбок, образцы швов; словарные слова (боковые срезы, шерстяная ткань, стачной шов взаутюжку)

Оборудование и инструменты: промышленная  швейная машина 1022 класса, спецмашина 51 класса, сантиметровая лента, линейка, утюг, ножницы, иглы.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему

Учитель:  Основное влияние мода оказывает на форму и силуэт одежды. Появление новых форм, как правило, происходит постепенно, как бы наслаиваясь на предыдущие формы. При возникновении новых форм одежды появляется необходимость в обновлении гардероба. Это можно сделать, не только приобретая новые вещи, но и переделывая и обновляя имеющиеся. Обновлять одежду можно без изменения ассортимента (пошив нового платья из старого) и без перекраивания (с частичным перекраиванием), а также с полным перекраиванием и изменением ассортимента (например пошив сарафана из пальто, юбки из брюк или платья и т.д.) Поэтому  мы сегодня будем шить изделие из вещей бывших в употреблении, что сэкономит нам семейный бюджет.
Посмотрите на доску и среди буквенного текста найдите слова и составьте  тему сегодняшнего урока:

з г а з ю б к и л б в о и м д ы л п у д о б р а б о т к а р н д ю
в к х ю р о а у ы ж ю л э к п л ы ф д ж х б о к о в ы х  р д х у
й б и п д ю з ъ э ы а р т н м к л ы и п д р я и с р е з о в л о е у а р ь б ю

Тема урока: Обработка боковых срезов юбки.

II. Повторение ранее изученного материала

Учитель
– показывает  образцы разных моделей юбок: «солнце», «полусолнце», прямая юбка, клиньевая юбка и предлагает определить названия юбок
Учащиеся
– называют  модели юбок и прикладывают названия к ним (юбка «солнце», «полусолнце», клиньевая юбка, прямая юбка)
Учитель
– предлагает выбрать одну модель юбки, которую можно сшить из бывших в употреблении вещей (блуза, брюки, юбка) и ответить почему?
– надеть выбранную юбку на куклу
Учащиеся
– выбирают клиньевую юбку, т.к. из брюк  можно выкроить только клинья для юбки и надевают выбранный образец на куклу.
Учитель
– показывает образец юбки из клиньев и даёт задание сделать анализ образца  с использованием опорных слов: юбка, притачной пояс, бретели, клиньевая, грудка, шерсть.
Учащиеся
– анализируют образец юбки  и составляют рассказ с использованием опорных слов.

Учитель: Юбка из клиньев сшита из шерстяной гладкоокрашенной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом с резинкой внутри, грудка на бретелях. На грудке выполнена аппликация, бретели крепятся к грудке на пуговицах.

Учитель
– даёт задание разложить предметно-технологическую карту последовательности обработки (пошива) юбки из клиньев.
Учащиеся
– слева – раскладывают образцы пооперационной обработки юбки;
– справа – название операции.

  1. Обработать боковые срезы юбки.
  2. Обработать пояс юбки.
  3. Обработать бретели.
  4. Настрочить аппликацию на грудку.
  5. Обработать грудку юбки.
  6. Обработать верхний срез юбки поясом.
  7. Соединить бретели с поясом и грудкой юбки.
  8. Обработать низ изделия юбки.
  9. Окончательная отделка изделия.
  10. Проверка качества изделия.

Учитель: Можно ли изменить последовательность пошива юбки?
Учащиеся: Да можно, операцию обработки пояса выполнить после обработки грудки, т.к. замена одной операции на другую в данной последовательности обработки юбки не повлияет на технологический процесс пошива и качество изделия в целом.
Учитель: Какую операцию по обработке юбки вы будите выполнять на данном уроке?
Учащиеся: Обрабатывать боковые срезы юбки.
Учитель: Какой шов применяется при обработке боковых срезов юбки и какова ширина шва в готовом виде?
Учащиеся: Применяется стачной шов взаутюжку, ширина шва в готовом виде 1,5 см.
Учитель
– предлагает образцы разных швов в натуральном исполнении и в рисунках, просит найти образец и рисунок стачного шва взаутюжку.
Учащиеся
– находят образец и рисунок стачного шва взаутюжку.
Учитель: Почему вы выбрали стачной шов взаутюжку?
Учащиеся: Мы применяем шов взаутюжку т.к. обмётываются один срез этого шва, а не два, поэтому на этой операции можно сэкономить нитки и увеличить производительность труда.
Учитель: Какова ширина шва в готовом виде?
Учащиеся: Ширина шва в готовом виде 1,5 см.
Учитель
– даёт тестовую карточку-задание для определения усвоения терминологии последовательности пошива стачного шва (программированное задание).

Боковые швы

а) примётывают                    а)  застрачивают
б) смётывают                        б) прострачивают
в) намётывают                      в) стачивают
г) замётывают….затем         г) обтачивают …после чего

а) удаляют нитки смётывания
б) шов отпаривают
в) разутюживают (заутюживают)

Учащиеся
– записывают ответы  б, в, в.
Учитель: Как вы будете контролировать ширину стачного шва?
Учащиеся: Сантиметровой лентой, линейкой, визуально.
Учитель
– выдаёт образцы швов с разной шириной строчки и просит визуально определить ширину шва (тренировка глазомера)
Учащиеся
– визуально определяют ширину стачного шва, а в случае неправильного ответа контролируют с помощью линейки
Учитель
– предлагает составить план  обработки боковых срезов юбки
Учащиеся
– составляют план обработки боковых срезов юбки

1. Сметать срезы клиньев юбки.
2. Стачать срезы клиньев юбки.
3. Обработать срезы шва на спецмашине.
4. Заутюжить срезы стачного шва.

Учитель
– даёт дифференцированное задание первой и второй группе учащихся с разными уровнями обучаемости:

1 группа – стачивание срезов шва без предварительного смётывания  (заколоть булавками срезы швов). Обработать срезы на спецмашине и заутюжить шов.
2 группа – стачивание шва с предварительным смётыванием срезов.

Учитель: Какие инструменты и оборудование вы будите использовать при обработке срезов юбки?
Учащиеся: Иглы, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, утюг, швейная машина, спецмашина.
Учитель: Вспомним технику безопасности  с иглой, ножницами, на машине, с утюгом.
Учитель
– предлагает перед выполнением практической работы сделать самомассаж пальцев рук.

III. Практическая работа

Обработка боковых срезов юбки стачным швом взаутюжку.

1 группа – стачивание швов без предварительного смётывания срезов (заколоть булавками).

Обработка срезов швов на спецмашине. Заутюживание срезов стачного шва.

2 группа – стачивание швов с предварительным смётыванием срезов.

Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения трудовых приёмов и соблюдением техники безопасности в мастерской.

IV. Физминутка

1. Ходьба на месте. 10-15 с. Т.С.
2. И.п. – о.с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх, соединить кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад, с большим наклоном туловища вперед «уронить» руки. 4 – и.п. Повторить по 5-6 раз. Т.С.
3. И.п. – о.с. 1 – правую ногу в сторону на носок, наклон вправо с хлопком в ладони над головой. 2 – и.п. с хлопком руками о бедра. 3-4 – то же влево. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону. Т.С.
4. И.п. – о. С. 1-3 – пружинящие приседания с постепенным увеличением глубины приседаний. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. Т.Б.
Ходьба на месте. 10-15 с. Т.С.

V. Индивидуальная работа с учащимися

Оказание помощи в обработке швов слабым учащимся, в основном 2- группе детей.

VI. Подведение итогов практической работы

1. Проверка качества выполненной  работы учителем.
2. Взаимоконтроль выполненной работы.
3. Самоонализ

На заключительном этапе занятия учитель предлагает проанализировать свои изделия, подсчитать стоимость изделия. Положительно он оценивает действия тех учащихся, которые сами обнаружили ту или иную ошибку и смогли дать ей словесную характеристику. Для того чтобы учащиеся не испытывали затруднения в анализе выполненной работы  и подсчете стоимости готового изделия  предлагается:

План ответа при подведении итога урока

1.  Какое изделие ты делала?
2.  Какие операции выполняла?
Чем и как контролировала работу?
Как выполнила работу?
Сколько сделала?
Какие ошибки допустила?

VII. Экономические знания

Расчет стоимости готового изделия

Расход ткани на одно изделие.
Стоимость ниток, игл.
Стоимость электроэнергии.
Амортизация машин.
Стоимость работы по пошиву изделия.

Учитель: Изготовление изделия мы продолжим на следующем уроке.

Оценки за урок (с выставлением в журнал и дневник).