Интегрированный урок по предмету "Социально-бытовая ориентировка" с элементами коррекционо-развивающего занятия

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель:

  • воспитывать социальную адекватность; адекватную речевую коммуникацию, адекватное поведение в обществе, в кругу сверстников; чувство коллективизма, взаимопомощи;
  • корректировать и развивать речь учащихся, мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений; корректировать эмоциональную сферу на основе упражнений в эмоциональном реагировании;
  • закреплять правила поведения и формы общения в разных ситуациях; закреплять понятия “вежливые слова”, активизировать словарный запас учащихся.

Оборудование: “волшебная палочка”, солнышко, улыбки с вежливыми словами “привет, здравствуйте, добрый день, здравствуй, здорово”, альбомные листы, простые карандаши, картинки с изображением проблемных ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

– Чтобы у каждого из нас было хорошее настроение, мы воспользуемся волшебной палочкой – палочкой хорошего настроения. Мы будем передавать палочку друг другу и говорить комплименты.

2. Сообщение темы урока.

Стихотворение:

Солнышко ясное встало:
– Доброе утро! – сказало.
– Доброе утро! – кричу я прохожим.
Веселым прохожим. На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно стучит да стучит,
И без солнца темно…
– Доброе утро! – друзьям все равно…
Придумано мудро: “Доброе утро!”

– Есть еще слова, которые мы говорим при встрече. Давайте их вспомним. Сегодня мы будем говорить друг другу и взрослым вежливые слова, закреплять правила поведения в общественных местах.

3. Тема урока.

А). Игра “Поздоровайся правильно”.

– Кому мы можем сказать “здравствуйте”, а кому “привет”? Давайте поиграем в игру. Каждый из вас выберет понравившуюся улыбку, прочитает на ней слова-приветствия, подойдет и отдаст улыбку тому, с кем он может так поздороваться.

Б). Отработка моделей коммуникативного поведения. Игра “Вставь нужное слово”.

– Можно ли назвать человека вежливым только потому, что он использует такие слова, как “здравствуйте”, “добрый день”?
– Какого человека мы можем назвать вежливым? Чтобы разобраться, насколько хорошо вы поняли, что значит быть вежливым, решите проблемную задачу.

Игра “Вставь нужное слово”.

Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: “Садитесь,….!”. Женщина вежливо поблагодарила мальчика, сказав ему: “….”. Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: “….”.

В). Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

– А как мы можем поступить в подобной ситуации, давайте посмотрим.

Сценка “В маршрутке” (в сценке участвуют подготовленные учащиеся класса).

Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, болтала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.

– Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, – сказала старушка, которая сидела напротив.
– А что я сделала? – спросила Таня. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Анализ ситуации:

– Что происходило в маршрутке?
– Как вела себя Таня?
– Кто ей сделал замечание?
– Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, несмотря на то, что она использовала в своей речи вежливое слово?

Г). Упражнения на развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

– Можете ли вы найти выход их трудного положения, возникшего при общении?
– Предлагаю вам следующее задание. Сейчас каждому из вас я раздам по половинке картинки. Вы должны найти, у кого вторая половинка и составить с этим человеком вдвоем целую картинку, рассмотреть ее, рассказать, что случилось и найти выход из этой ситуации (Рисунок 1–6).

Д). Арт-терапевтическое задание. Установление контакта с окружающими.

– Предлагаю лист бумаги и карандаш. Возьмите в руки карандаш. Закройте глаза и попробуйте нарисовать на бумаге любые линии, знаки. Можно просто “калякать”.
– А сейчас попробуйте пообщаться с нашими гостями. Нужно подойти к любому из наших гостей и попросить его, используя вежливые слова, найти на вашем листе узнаваемые предметы.

4. Итог урока.

– Что мы сегодня закрепляли?
– В какие игры играли?
– Что вы нового узнали?
– Что вам больше всего понравилось, запомнилось?