Урок – деловая игра по швейному делу в 8-м классе "Ассортимент плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеными рукавами"

Разделы: Коррекционная педагогика


Форма проведения: Деловая игра.

Дидактическая цель: Обобщить, систематизировать и дополнить знания учащихся об одежде. Совершенствовать умения по снятию мерок, закрепить сведения о плечевой одежде. Познакомить девочек с профессиями работников ателье по пошиву одежды.

Коррекционная цель: Развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие логического мышления.

Воспитательная цель: Приобретения каждым учащимся знаний и умений, необходимых приобретения профессиональных навыков в различных видах трудовой деятельности с последующей профессиональной ориентацией.

Словарь: ассортимент, ателье, клиент.

Профориентация: художник-модельер, закройщик, приемщик.

Оборудование и дидактический материал: кабинет швейного дела, компьютер, манекен, сантиметровые ленты, памятки, разрезные картинки по теме, карточки с геометрическими фигурами (тест Когана), материал к игре “Цветик-семицветик”, бейджи с названием профессий – “художник-модельер”, “закройщик”, “приемщик”, вывеска с надписью “Ателье”, бланки заказов.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка готовности к уроку.

II. Введение в тему.

Учитель. – Сегодня тема нашего урока “Ассортимент плечевых изделий. Снятие мерок для построения чертежа”. Мы ознакомимся с ассортиментом плечевых изделий и научимся снимать новые, незнакомые для вас мерки, которые необходимы для построения чертежа плечевого изделия. А сейчас для зарядки проведем “мозговой штурм”.

Коррекционно-развивающие упражнения:

– Собрать разрезные картинки.
– Систематизировать карточки с геометрическими фигурами разных цветов (желтый, оранжевый, синий, фиолетовый). Фигуры (квадрат, треугольник, трапеция, ромб). Карточки учащиеся могут разложить по фигурам, по цвету, в зависимости от логического мышления каждого учащегося. [2] <Рисунок 1>

III. Актуализация опорных знаний.

3.1 Вопросы по предыдущей теме урока.

– Что такое силуэт?
– Какие силуэты вы знаете?
– Чем они отличаются друг от друга?

3.2 Предварительная работа учащихся, подготовка сообщений по теме: “Стиль”. Каждая девочка сообщает информацию по темам – “Классический стиль”, “Романтический стиль”, “Спортивный стиль”, “Джинсовый стиль”, “Фольклорный стиль”. Сообщения оформлены в виде докладов.

IV. Изложение нового материала. Вводный инструктаж.

4.1 Ассортимент плечевой одежды.

Учитель. – Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются плечевыми изделиями. Слово “ассортимент” обозначает наличие, подбор товаров и изделий. Ассортимент плечевых изделий включает в себя: платье, сарафан, халат, блузка, жилет.

Платье состоит из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Оно может быть отрезным и цельнокроеным по линии талии; с воротником и без него; с рукавами и без рукавов; различной длины и с различной отделкой.

Сарафан – вид платья без рукавов.

Халат. Одежда с разрезом и застежкой от верха до низа, с рукавами , воротником и без них, с поясом и без него.

Блузка. Вид одежды, прикрывающий верхнюю часть туловища. Может быть с рукавами и без них; с застежкой и без нее, с воротником и без него.

Жилет. Одежда с проймами и без рукавов различной длины; с застежкой и без нее.

Показ слайдов плечевой одежды на компьютере. [3] Приложение.

Правила снятия мерок. Памятка.

– Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
– Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
– Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
– Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
– Все величины записывают в сантиметрах.

Памятка по снятию мерок.

Название мерки Условное обозначение Правила снятия мерки Назначение мерки Мерки  на себе
Полуобхват груди С г Сзади горизонтально по лопаткам, спереди – по выступающим точкам грудных желез. Определение ширины изделия  
Длина спины до талии Дтс От седьмого шейного позвонка до линии талии Определение положения линии талии  
Обхват плеча Оп Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечных впадин Определение ширины рукава  
Полуобхват шеи Сш По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной. Определение размера горловины  
Длина изделия Ди От точки основания шеи до желаемой длины изделия Определение длины изделия  

Учитель показывает снятие мерок на манекене.

V. Практическая работа.

Учащиеся по очереди с помощью памяток снимают мерки с манекена. Учитель следит за правильностью приемов снятия мерок.

VI. Закрепление полученных знаний, умений, навыков.

6.1 Обучающая игра “Цветик-семицветик”. [1] <Рисунок 3>

Учитель. – А теперь для закрепления нового материала мы с вами проведем деловую игру “Прием и оформление заказа”, Представим себя в роли работников ателье мод.

Ателье – слово французское, означает мастерская. Бывают ателье фотографов, художников, а у нас ателье – мод по пошиву одежды. Сейчас каждая из вас берет бейдж с надписью роли, в которой вы хотите себя попробовать. Это – приемщик, художник-модельер, закройщик, клиент. Клиент – это тот кого обслуживают

6.2 Межпредметная связь, адаптация, профориентация.

Учитель. – Клиент приходит в ателье, первым его встречает приемщик. Приемщик на бланке заказа записывает фамилию и адрес клиента, вид изделия, которое хочет заказать клиент. Затем клиент идет к художнику-модельеру, он предлагает журналы мод для выбора фасона изделия, предлагает свои модели в соответствии с назначением изделия, фигурой клиента, тканью для пошива изделия. Клиент выбирает модель, художник модельер делает эскиз изделия и клиент попадает к закройщику. Согласно выбранному фасону закройщик снимает мерки с клиента.

А теперь каждая из вас выберет себе роль, какую он будет играть и расскажет, что будет делать.

Воспитательный момент.

Учитель. – Будьте взаимно вежливы друг с другом в процессе общения.

Идет деловая игра “Прием и оформление заказа”. <Рисунок 4>

6.3 Вывод.

В ходе этой деловой игры вы закрепили знания по снятию мерок, познакомились с профессиями, которые необходимы в ателье, сами попробовали себя в этих ролях. Научились правилам поведения в ателье при приемке заказа. Эти знания и умения будут необходимы вам на последующих уроках и в жизни.

VII. Заключительный инструктаж.

7.1 Анализ допущенных ошибок и их причин.

7.2 Сообщение оценки каждого учащегося.

VIII. Итог урока.

Учитель – Сегодня на уроке мы с вами познакомились с ассортиментом плечевых швейных изделий, с правилами снятия мерок для построения чертежа плечевого изделия, научились сами снимать необходимые мерки. Еще мы с вами побывали в ателье мод, где попробовали себя в роли представителей различных профессий. Все это непременно пригодится вам на следующих уроках и в вашей самостоятельной жизни.

Литература:

  1. Журнал “Школа и производство” № 4, 2003 г.
  2. Т. Д. Марцинковская “Диагностика психического развития детей” LINKA PRESS Москва 1998 г.
  3. Журналы мод.