Тренировка и совершенствование навыков коммуникативного письма на уроках английского языка в процессе подготовки к ЕГЭ

Разделы: Иностранные языки


Что понимается под письмом? Какова его роль в овладении иностранным языком?

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения.

В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме.

Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то мы говорим о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором – это выражение мыслей в графической форме. [1.]

Какие же тексты человек может писать на родном языке, а значит, что в идеале должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:
– заполнение анкет;
– написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
– составление автобиографии / резюме;
– написание заявления (в том числе о приёме на работу, зачислении на учёбу и т.д.);
– написание рецензий;
– написание аннотаций;
– написание докладов;
– написание сочинений / эссе;
– написание поздравительных открыток и т.д.

В данных видах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Содержание обучения письму.

На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путём от простого к сложному. Именно поэтому на

начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма.

До того, как начать обучать учащихся написанию различных письменных текстов, нужно их обучить графике, затем орфографии. (Начальные классы.)

Промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи является обучение различным формам записи. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. [1.]

Очень часто учителя дают задания написать сочинение, подготовить доклад, презентацию, не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Если у учащихся не сформированы эти навыки, то это может стать барьером в выполнении письменных творческих заданий.

Формирование письменных речевых навыков заложено в Федеральных Государственных Образовательных стандартах общего образования. Соответственно в нашей школе задания на развитие этих навыков включены в календарно-тематические планирования на всех этапах обучения.

  1. Для формирования навыков записи можно использовать следующие задания:
  2. Списывание с дополнительным заданием.
  3. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста:
    – ключевых слов,
    – ответов на вопросы,
    – основных идей,
    – примеров на употребление конкретных слов,
    – примеров на употребление конкретных грамматических структур и т. д.
    Выполнение таких заданий способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор со ссылкой на источник, а также решению целого ряда задач.
  4. Упражнения на трансформацию.
  5. Нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления.
  6. Упражнения на логическое развитие замысла.
  7. Упражнения на сжатие текста
  8. Составление плана – конспекта

Обучение написанию различных письменных текстов.

К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов. К таким текстам можно отнести:
– написание резюме или CV;
– написание личных писем, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;
– заполнение бланков;
– написание статей в молодёжные газеты и журналы;
– написание рецензии на книгу или фильм;
– написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни;
– написание письменного высказывания с элементами рассуждения “Ваше мнение” и “За и Против”.

Особое внимание мы уделяем обучению учащихся написанию письменного высказывания с элементами рассуждения, так как такое задание предложено учащимся во время итоговой аттестации.

Для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (задание С2) мной был разработан и проведён урок по теме “Обучение коммуникативному письму”.

Цель урока: Научить учащихся писать сочинение-рассуждение “Ваше мнение”.

Задачи урока:

– Совершенствовать навык выражать собственное мнение.
– Формировать умение следить за логикой высказывания, отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей.
– Формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.
– Развивать навыки ведения дискуссии.
– Развивать исследовательские навыки.
– Формировать умение строить развёрнутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Для достижения этих задач были использованы:

Работа в группах:

  1. Для того, чтобы все учащиеся приняли участие в обсуждении.
  2. Для того, чтобы каждый учащийся мог представить свою точку зрения, а затем изложить противоположную точку зрения.
  3. Для того, чтобы развивать навыки ведения дискуссии.

Самостоятельная работа с текстами:

  1. Для того, чтобы формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.

Компьютерные презентации учащихся с элементами исследовательской деятельности:

1. Для того, чтобы применить умения исследовательской деятельности и навык аргументировать разные точки зрения и делать выводы на практике.

Во время дискуссии и в своих презентациях учащиеся говорили о недостатках и положительных моментах жизни в большом городе. В конце обсуждения учащимся было предложено написать сочинение по теме: “Only a Madman Should Choose to Live in a Large Modern City”. Do you share this point of view?

Для того, чтобы показать формат сочинения, я использовала свою презентацию. На слайдах были даны:

План сочинения

Use the following plan:

  • Make an introduction (state the problem )
  • Express your personal opinion and give reasons for it.
  • Give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it.
  • Make a conclusion.

Полезные фразы для написания такого типа письменного высказывания.

Useful phrases for writing opinion essays:

  • To list points of view: in the first place, first of all, to start with, firstly, secondly ...
  • To add more points: what is more, another major reason, furthemore, moreover, in addition to, besides ...
  • To express opinion: I believe, in my opinion, from my point of view, I strongly believe ...
  • To introduce conflicting points of view: It is argued that, people argue that, opponents of this view say, some people disagree ...

Other linking words which can be used:

Because, because of, in case, as a result, especially, in order to, so that, such as ...

На последующих слайдах были даны ключевые предложения ко всем пунктам плана. Учащимся были предложены задания на написание вступления, на написание своего мнения и аргументации, на написание противоположной точки зрения с аргументацией и заключения. В результате был составлен текст, который учащиеся могут в дальнейшем использовать как образец для написания такого вида письменного коммуникативного высказывания.

It goes without saying that life in a big city has got a lot of disadvantages. But whatever the disadvantages are, a lot of people prefer living in it and would never change it for life in the country. What can the reasons be?

In my opinion life in the city is better than that in the country. Firstly, life in the city is more anonymous. You can be what you want to be. Secondly, I find the city an easy place to make friends in. There is much wider range of people than in the country. Another reason, why I like living in the city is because there is so much going on. There are a lot of entertainments such as, cinemas, theatres, discos, museums.

Opponents to this view say that life in the city is rather dangerous. To start with there is an enormous air-and-noise pollution which is very harmful to people. Besides, life in a big city is more stressful than in the country because of traffic jams, queues, irregularity of public transport. Moreover, the cost of living is very high. Despite all these disadvantages I personally, wouldn’t swop life in the city for anything in the world. I suppose that the monotony of rural life would very soon bore me.

To sum up I can say that I disagree with the statement that only a madman would live in a modern city, because I am a big city girl and I can hardly do without all the hustle and bustle of my native city. But if you are tired of a rat race you can have a relaxing break in the country for a change.

В конце урока учащимся был выдан раздаточный материал, содержащий рекомендации для написания письменного высказывания с элементами рассуждения “Ваше мнение”. Материал был взят из книги “ЕГЭ по иностранным языкам на все 100!” – авторы: М.В. Вербицкая и К.С. Махмурян. [5.]

Золотые правила.

Письменное высказывание с элементами рассуждения “Ваше мнение”.

  • Во вступлении изложите своими словами утверждение, данное в задании; изложите суть проблемы, не переписывая задание.
  • Во втором параграфе нужно высказать своё мнение и привести два-три аргумента в его пользу.
  • Затем в следующем параграфе, согласно плану, следует представить другую точку зрения на данную проблему и привести 1-2 аргумента её приверженцев.
  • В том же параграфе, выразив уважение к альтернативной точке зрения, следует привести контраргументы в защиту своей позиции. Старайтесь не повторяться.
  • В заключительном параграфе ещё раз кратко изложите смысл данного в задании утверждения; подведите итоги, кратко, но убедительно доказав правоту своего мнения.
  • Помните, что необходимо логически делить текст на параграфы и графически выделять их, используя либо красную строку, либо двойной межстрочный интервал между параграфами.
  • Старайтесь использовать разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции.
  • Вы написали письменное высказывание-рассуждение “Ваше мнение”. Теперь проверьте написанное, сверяя ваш текст с планом. Убедитесь, что вы:

во вступлении перефразировали проблему;
высказали своё мнение и привели в его защиту по крайней мере два развёрнутых аргумента.
представили альтернативное мнение, объяснили, почему с ним не согласны и привели два развёрнутых контраргумента.
в заключении сделали вытекающий из текста вывод;
разделили текст на параграфы в соответствии с его логической структурой;
использовали языковые средства логической связи внутри предложений и между параграфами;
уложились в указанный лимит слов (200–250 слов).

Учащимся было предложено дома написать сочинение по теме:

“Some people think that life-long friendship exists only in books and films. Others believe that it exists in real life” What is your opinion?

Список используемой литературы:

  1. Е.Н. Соловова: “Методика обучения иностранным языкам”.
  2. Федеральный Государственный общеобразовательный стандарт общего образования.
  3. Jeremy Harmer: “How to teach writing”.
  4. Лекции И.Н. Велецкой (преподаватель СПбГУ и член Британского совета).
  5. М.Б. Вербицкая, К.С. Махмурян: “ ЕГЭ по иностранным языкам на все 100!”