Урок природоведения "Путешествие с комнатными растениями". 2-й класс, учебник А.А. Плешакова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить учащихся с комнатными растениями класса (названия, отличительные признаки некоторых растений, особенности жизни и размещения).
  2. Развитие умений учащихся по уходу за комнатными растениями.
  3. Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование:

  • живые комнатные растения;
  • большие рисунки с изображением кактусов в пустыне, тропических лесов;
  • карта мира;
  • флажки для укрепления на карте названия растения;
  • кроссворд по теме урока;
  • таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

- Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках. Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зеленым великолепием! Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя дома, ухаживаем за этими растениями?

Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далеких стран!

Сегодня на уроке предлагаю вам отправиться в путешествие вокруг света. А зачем вы спросите? Что мы там увидим?

Мы посвятим свое путешествие красивому сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которым вы можете увидеть на наших подоконниках.

Зачем мы держим у себя дома, в школе, в офисах на работе и даже в больницах комнатные растения.

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с комнатными растениями мы и отправляемся в путешествие вокруг света. Ведь эти растение самые настоящие путешественники. Они прибыли к нам из далеких стран мира.

Но прежде чем отправится в дальние страны, неплохо бы вспомнить о наших растениях. О том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого, как настоящие путешественники заполним «въездную визу», в которой необходимо ответить на вопросы (раздаются листочки, где необходимо ставить номер правильного ответа):

  1. Отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
  2. Первый месяц осени.
  3. Опадание листьев с дерева.
  4. Какие деревья не скинули на зиму зеленый наряд?
  5. Клен, тополь, береза, рябина – как называют эти деревья одним словом?
  6. Вечнозеленое растение.
  7. Как называются листья у хвойных растений?
  8. Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?
  9. Что остается на ветках на месте опавших листьев?
  10. В какое время года растения как бы засыпают?

(4, 3, 1, 6, 5, 8, 11, 9, 10, 12.)

Сразу после записи ответов на вопросы учащиеся проверяют свои работы.

- Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений! (Фонограмма взлетающего самолета.)

Сдали, я надеюсь, что все заполнили верно, отправляем в путешествие.

Мы отправляем в Африку, а пересечь океан нам возможно только на самолете (включаю звук взлетающего самолета).

Путь наш лежит через раскаленную солнцем пустыню, где некрасивые, выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы с вами в Мексике – в стране кактусов.

Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм (колонны, шары, плоские лепешки).

Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища. Так что же в них интересного и красивого?

- У них большой толстый стебель, а роль листиков у них играют что? (Колючки.)

Они (колючки) в пустыне, где почти не бывают дождей. Все их строение приспособлено к накоплению влаги.

Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождя корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи высыхают мелкие корни, а толстые остаются живыми. Кактусы очень выносливы!

- А как вы думайте, съедобны ли кактусы? (Вполне, их дают на корм животным, без колючек, а люди их жарят, варят, делают сок и варенье, вкус, которого напоминает вкус апельсина.)

А еще огромные кактусы у себя на родине используют как живую изгородь или забор.

Из библиотеки я принесла коллекцию кактусов, которыми увлекается наш библиотекарь Наталья Андреевна.

Так почему же все-таки мы при их устрашающем виде, и даже некрасивость этих цветов держим их в доме, классе?

Кактусы хорошо защищают нас от негативной энергии, они нейтрализуют агрессивную внешнюю среду.

Монстера и антуриум.

Из жарких и сухих пустынь перенесемся во влажные тропические леса. Посмотрите на карту. Зеленым цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес в пироге (лодке), проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель – наш проводник, попросим его рассказать.

Алоэ.

Родина – южная Африка. Все помнят сказку Чуковского «Доктор Айболит». А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо.)

Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растет одно замечательно растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных. Его иногда еще называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходится долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены. Но без колючек. Сок в листьях горький, но очень полезный. Если в порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.

Хлорофитум.

Родина – Южная Африка, мыс Доброй Надежды. А если продолжить наше путешествие и посмотреть вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алоэ. Она растет на берегу Южной Африки – мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.

Папирус (циперус).

Родина – Африка, болотистые берега реки Нил. Чтобы узнать все самое интересное об этом растении (учитель показывает на него). Нам надо мысленно перенестись в те далекие времена в Египет, когда люди, которые умели писать пользовались большим увлажнением. На такой странной бумаге, перевязанной шнурками, писали стихи о солнце, сказки и рассказы. Эти странные листы бумаги называют – папирусом. Это такое растение (показать на него) и его название переводится как «дар реки». Как раз из него и делали так называемую бумагу – папирус. В местах, где растет папирус. Берега реки образуют зеленые заросли в 3 и даже 5 метров высотой. (Развернуть и показать папирус).

Финиковая пальма.

Родина – Африка, пустыня Сахара. Идет караван верблюдов. А любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зеленая точка – оазис! Зеленый остров среди песка, вода и пальмы! (Рассказы нескольких учеников о комнатных растениях: о фиалках, герани, амариллисе, денежном дереве.)

Физкультурная минутка.

К сожалению, мир растений огромен и обо всех растениях на данном уроке не можем рассказать.

Но и того, что мы услышали достаточно, чтобы ответить на вопросы:

  1. Почему мы называем их комнатными растениями, ведь на родине они растут в дикой природе.
  2. Зачем человек разводит комнатные растения? Какая от них польза? – для красоты. Они с давних пор радуют человека своим великолепием.
  3. Они делают наш мир прекраснее, а помещение прекраснее.
  4. А еще, какую пользу приносят комнатные растения? Изучая воздух, мы узнали, что растения поглощают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

А сейчас нам надо ответить на вопрос, что нужно делать человеку, чтобы растения радовали глаз: цвели, росли?

Мы и растение – единое целое. Мы зависим от них – они зависят от нас.

Как ухаживать за комнатными растениями.

  1. Полив. А какой водой? А как держать лейку?
  2. Протирать крупные листья влажной губкой, т.к. там оседает пыль, а растение дышит листьями, с мелкими листьями опрыскивать, а иногда устраивать вот такую мойку (картинка).
  3. Два раза подкармливаем удобрениями (осенью и весной).
  4. А что еще?

Откроем учебник на странице 71 и прочитаем, что я еще не сказала об уходе?

Да, о рыхлении – а когда рыхлить? После полива. Корням растений нужна не только вода, но воздух. Почву рыхлят на 1-2 см. по краю горшка, чтобы не повредить корни.

Вот основные правила ухода за растениями, но отдельно о каждом цветке и его уходе нужно справляться в книгах справочниках (например, вот в такой Т.Князева «Миллион цветов»).

Но от чего в одном кабинете при одинаковом уходе они лучше растут, а в другом хуже. Чувствуют ли они.

Реагируют ли они на громкий голос и тишину? Оказывается, реагируют.

В каникулы цветы лучше растут, чем в учебной четверти, доказательством этого я приведу исследования ученых о комнатных растениях.

(Опыт.)

Вот основное правило ухода за комнатными растениями.

Но отчего в одном кабинете при одинаковом уходе они лучше растут, а в другом хуже?!!

Оказывается, они реагируют на шум окружающих. В каникулы цветы лучше растут, чем в учебной четверти. Почему?

Доказательством этого я приведу исследования ученых о комнатных растениях.

К комнатному растению прикрепляли датчик, который показывает состояние растения в покое движение датчика – линией прямой.

Дальше рядом поставили кастрюлю с горячей водой – линия начала колебаться, т.е. растение начинало волноваться. Дальше в кастрюлю клали рака, и линия скачком стала прыгать. Т.е. растение ужасно беспокоилось. Этим ученые доказали, что растение реагирует на окружающий мир.

Если дети шумят, кричат, дерутся, обижают друг друга – растением плохо, они не растут. Так, что думайте сами.

Это открытие пытаются использовать криминалисты в определенных преступлениях. Если растение было свидетелем, оно узнает этого человека.

III. Заключение.

Для чего вам эти знание о растениях нужны?

- Для того чтобы растения комнатные украшали нашу жизнь, а для этого за ними мы будем ухаживать

- Попробуйте каждый из вас взять заботу на себя, о каком – либо растении. Каков будет результат через год. Все будет видно на растении.

Рассказывается опыт.

И наконец, как размножаются комнатные растения?

Как они появляются в наших домах?

Во-первых можно купить их в магазине, но дорого. А знаете ли вы, что существует поверье. Человек должен в своей жизни выстроить дом, посадить дерево и вырастить сына. Вы еще в самом начале вашего пути. Дом посадить еще рано, а вот посалить комнатное растение в самый раз.

Комнатные растения можно посадить:

  • с помощью листика;
  • с помощью черенка.

Хлорофитум имеет уже готовое растенье, которое сразу можно посадить в землю. Есть луковичные комнатные растения, такие как Амариллис, Выскочка, которые сажают луковицами.

А мы сегодня посадим с помощью семян: виноградные косточки.

Одна наша учительница 12 лет назад в честь рождения дочери посадила финиковое семечко. Вот какое шикарное комнатное растение выросло из косточки.

Настя Литенская – расскажет о выращенном винограде.

Каждый из вас получит торфяной горшочек и семечко. Посадят его и будут ухаживать. Посмотрим, что вырастет у вас через месяц, год и три.

Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте попробуем и мы с вами вспомнить самое интересное о наших растениях и отгадаем, о каком растении говорится.

  1. Зеленый пучок с длинными свешивающимися усами? (Хролофитум.)
  2. Из этого растения делают первую бумагу? (Папирус.)
  3. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (Алоэ.)
  4. У него вместо листьев колючки. (Кактус.)
  5. Ее плоду сравнивают с пальцами. (Пальма.)
  6. Очень распространенное комнатное растение с цветами розового, белого цвета собранные в зонтик. (Герань.)
  7. Научное название «Денежного дерева». (Толстянка.)

IV. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось?

Выставление оценок самым активным учащимся.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить материал о комнатных растениях и их особенностях.
  2. Узнать названия растений, которые стоят у вас дома.
  3. Нарисовать понравившееся растение в тетради и подписать его название.