Организация работы по введению детей младшего дошкольного возраста в дизайн-деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


При организации с детьми дошкольного возраста дизайн-деятельности мы ставили перед собой следующие задачи:

  • воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности, произведениям искусства;
  • приобщать к благоустройству и украшению своего игрового пространства, ближайшего окружения;
  • способствовать разностороннему развитию ребенка;
  • стимулировать развитие у ребенка способности к целполаганию и мотивации своей деятельности;
  • содействовать становлению детского коллектива и личностному развитию каждого ребенка.

В дизайн-деятельности могут быть задействованы все возрастные группы детского сада. Мы начали вести работу с младшего возраста , так как к трем годам у ребенка складываются общие представления о предметах и явлениях . В три года дети способны передавать элементы художественного образа средствами ритма и цвета .

Детский дизайн в дошкольном возрасте, наряду с игрой, интегрируется с задачами по всем направлениям образовательной программы:

а) художественно-эстетическое развитие: возникают новые виды изо-пространственного творчества. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: в игры – занятия: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование; рукоделие.

б) познавательно-речевое развитие: формируется культура речи и общения, способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, расширяется кругозор

в) социально-личностное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье.

г) в области “Физическая культура и здоровье” реализуются интегративные возможности, энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.)

Организация детской дизайнерской деятельности обеспечила возможность интеграции деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования:

а) воспитатель – музыкальный руководитель: обучение игре на музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных произведений; участие в музыкальных спектаклях, детское певческое творчество – дают побудительный импульс к созданию дизайн-продуктов;

б) воспитатель – хореограф: обучение танцам способствует развитию образного мышления и пространственных ориентировок, необходимых для создания объемных дизайн-проектов;

в) воспитатель – преподаватель ИЗО:– освоение детьми практических навыков изобразительной деятельности;

г) воспитатель – логопед: создание предпосылок к детской книгоиздательской деятельности.

Детский дизайн носит прикладной характер. Детские работы могут использоваться для социально значимых целей:

1)  для поддержания красоты в окружающем, ребенка пространства

2)  для изготовления подарков,

3) для оснащения игровой деятельности

4) способствует формированию у детей способности к мотивации своей деятельности; умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата; самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели.

5) способствует развитию сенсорных способностей – чувства цвета, формы, величины и пропорций. Работа с различными материалами развивает осязательные чувства ребенка, он приобретает бесценный сенсорный опыт.

С первых дней пребывания ребенка в группе, мы стараемся вовлечь ребенка в создание и развитие окружающей среды. В работе с младшими дошкольниками мы формируем у детей эмоциональный отклик на красоту природы, декоративность игрушек, одежды, убранства игровых и бытовых интерьеров, празднеств и развлечений; показываем приемы ряженья кукол; приобщаем к эстетической деятельности в быту (подбор игрушек, одежды кукол, создание композиций– аранжировок, декора интерьера). Организация работы с детьми чаще носит характер совместной деятельности.

Особое место в работе занимает накопление сенсорного опыта, формирования у детей целостного представления о предметах окружающего мира. Используя алгоритм ступенчатой интеграции (программа “Гармония развития”, автор Воробьева Д.И.) мы таким образом организовываем взаимодействия с детьми, что желание творить у детей возникает как естественное продолжение.

Предложенный конспект – фрагмент большой и кропотливой работы с детьми по освоению навыков дизайн-деятельности.

Конспект занятия в младшей группе на тему “Подарки для игрушек”

Цель занятия: закладывать основы созидательного отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи:

1. Развивающие:

– стимулировать сенсорное развитие детей: закреплять представления об основных цветах, умении использовать их для придания выразительности создаваемых образов.
– развивать мелкую моторику при работе с различными материалами.
– создавать условия для самостоятельной постановки цели, способствовать осознанию этих целей, развитию умения их формулировать.
– развивать интонационную выразительность речи.

2. Образовательные:

– продолжать формировать у детей представление о выразительных свойствах различных материалов и разных техник при создании коллажей, поделок (трафарет, рисование пальцами, работа с бумажными комочками, аппликация из ниток).
– продолжать знакомить с творчеством А. Барто.
– формировать общие представления об оформительской деятельности.

3. Воспитательные:

– поддерживать мотивацию познания окружающего мира
– постепенно раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности
– воспитать доброжелательное отношение друг к другу и окружающему миру, умение делать подарки.

Предварительная работа:

  1. Работа по цветоведению в соответствии с программой и особенностями развития детей группы.
  2. Обучение детей различным изобразительным техникам
  3. Разучивание стихотворений А. Барто из серии “Игрушки”
  4. Изготовление рамок для портретов.
  5. обсуждение вместе с детьми вариантов оформления группы.

Материалы к занятию:

  1. Сундучок с игрушками: самолет, погремушка, мяч, грузовик.
  2. Рамки для портретов
  3. Краски
  4. Клей
  5. Нитки
  6. Трафареты
  7. Бумажные комочки
  8. Мячик
  9. Жетоны – поощрение

Ход занятия

По сигналу колокольчика дети собираются около воспитателя в круг.

Воспитатель: Мы с вами собрались в круг, и я вам предлагаю поиграть с нашим мячиком. Вам нравится, когда вам улыбаются? Давайте передадим мячик по кругу и улыбнемся, глядя, друг другу в глаза и назовем по имени того, кому передаем мяч.

Воспитатель: Молодцы. От ваших улыбок в группе стало светлее и уютнее. А еще становится весело и радостно, когда мир вокруг нас разноцветный. Давайте поиграем в цвета. А помогут нам наши цветные шарики. Какого они цвета? А чтобы шарики не улетали, что им надо? (ленточки). Давайте привяжем ленточки к шарикам. Проверьте друг друга, все сделали правильно.

Воспитатель: Прислушайтесь, откуда-то звучит волшебная музыка. (Подхожу вместе с детьми к столу, на котором стоит сундучок, накрытый тканью).

Что это? (сундучок)

А что там лежит, как вы думаете?

Сейчас я приоткрою сундучок и загляну в него.

Ой, как интересно. Я буду доставать предметы по одному. А вы попробуете не просто назвать их, но и прочитать стихотворение об этих предметах (самолет, машина, мяч, погремушка) Помогаю детям вспомнить стихи А. Барто.

Воспитатель: Посмотрите, как много у нас красивых предметов, а как их можно назвать одним словом? (игрушки)

Дети, а когда смотришь на игрушки, настроение веселое или грустное? А вы знаете почему? (варианты ответа детей) Они такие разноцветные, поэтому становится весело. В какие цвета окрашены наши игрушки?

Воспитатель: Что-то наши игрушки хотят сказать. Игрушки мне сказали, что после наших добрых слов они хотят попросить вас сделать им их портреты. Выполним их просьбу?

Воспитатель: Для того, чтобы портрет можно было бы повесить на стенку или поставить – нужна рамка. А у нас они уже есть. Какого они цвета? (предлагается несколько рамок разного цвета, которые изготовлены совместно с детьми ранее)

Для того чтобы начать работать, мы с вами разделимся на подгруппы. Выберите картинку любимой игрушки и найдите стол, где лежит рамка того же цвета. В качестве ассистентов на занятия приглашаются родители, которые помогают детям в каждой подгруппе успешно выполнить задание.

1 стол – самолет (синяя рамка: детям предлагается выполнить изображение с использование трафаретов и тычков)

2 стол – машина (красная рамка: предлагается рисование пальчиками)

3 стол – погремушка (желтая рамка: выполняется мозаика из бумажных комочков)

4 стол – мяч (зеленая рамка: используется аппликация из ниток)

Воспитатель: Портреты игрушек готовы. Давайте ими полюбуемся. Вам понравилось делать портреты игрушек. И мне очень понравилось трудиться вместе с вами.

Ну а теперь давайте найдем место для портретов. (Обсуждение с детьми) А посмотрите, у нас свободна наша полочка для картин. Вы согласны поставить туда свои работы. А рядом, мы поставим игрушки. Пусть они полюбуются.

(Длительность занятия – 15 минут)