Использование проектного метода в процессе работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста любви и интереса к родному городу

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях для реализации требований к образовательной программе детского сада, особенно актуальным становится вопрос выбора эффективных технологий и форм организация взаимодействия педагога с детьми. Проектная деятельность отвечает данным требованиям по следующим параметрам:

– через проектную деятельность можно обеспечить интеграцию образовательных областей

– повысить уровень познавательной активности детей

– способствовать развитию мотивации детей

– обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями

– позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.

При использовании детской проектной деятельности мы можем рассчитывать на обеспечение разносторонне глубокого развития воспитанников, социальную адаптацию ребенка к условиям совместной творческой деятельности, успешную подготовку к школьному обучению, укрепление союза между детским садом и семьей, глубокой интеграции деятельности сотрудников ДОУ.

Проектирование, по мнению О.С. Газмана, — комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь.

Во-вторых, участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию “хозяина жизни”, когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении.

В-третьих, проектирование есть специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесс — есть процесс коллективного творчества. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества (а здесь без навыков социального и интеллектуального воздействия не обойтись), интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и, конечно, — умению выстраивать из частей целое. (Приведены высказывание О.С. Газмана на основе текста совместной рукописи пособия “Проектирование в воспитании”, которое не было издано).

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле — средством развития проектировочных способностей.

Проект “Петербургская Азбука” возник в связи с тем, что к началу подготовительной группы после летнего отдыха у детей наблюдалось снижение познавательной активности. Выбор темы длительного проекта было обусловлено тем, что в ходе групповых сборов и из индивидуальных разговоров с детьми было установлено:

– большинство детей любят путешествовать;

– практически все дети вместе с родителями много времени посвящают прогулкам по городу и пригородам;

– большинство детей умеют читать;

– большинство детей любят рассматривать географические карты, книги.

Руководствуясь предпочтениями, на групповом сборе детям была предложена тема, которая бы объединила все интересы, к планированию которой можно было бы привлечь детей, имела бы сильный мотив, практический выход.

Информационная карта проекта

ДОУ №7 Колпинского района Санкт-Петербурга

Полное название проекта: “Петербургская азбука”

Автор проекта: воспитатель Герасичева Ольга Николаевна

Кадры: воспитатель подготовительной группы, руководитель изостудии, логопед.

Вид, тип проекта: комплексный, длительный, исследовательско – творческий. Направление деятельности проекта: воспитание любви к родному городу и развития креативности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: на основе знакомства детей с Петербургом, стимулировать познавательную активность детей, способствовать развитию навыка к совместной исследовательско – творческой деятельности.

Краткое содержание реализация задач этнокультурного компонента образовательной программы проекта:

  • Знакомство детей с историей возникновения города;
  • Знакомство с особенностями книгоиздательской деятельности;
  • Санкт-Петербург – северная столица России;
  • Петр I – основатель города;
  • Русский язык – неотъемлемая часть культуры Петербуржца;
  • Знакомство с историческими памятниками города и знаменитыми людьми;
  • развитие у детей креативности в процессе выполнения творческих заданий, развитие способности к целепологанию, мотивации своей деятельности
  • организация интегрированной совместной деятельности, обеспечивающей синтез искусств: устного народного творчества, музыки и живописи;
  • организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков по проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;
  • привлечение родителей к знакомству с городом: совместные и семейные поездки, участие родителей в создании Петербургской Азбуки
  • презентация Азбуки.

Сроки проведения: сентябрь 2009 — май 2010 г.

Количество участников проекта: 40 человек (из них 17 детей, 2 воспитателя, логопед, психолог, 17 родителей).

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения: дневная (в повседневной жизни в рамках совместной, самостоятельной и специально-организованной деятельности)

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • повышение познавательной активности воспитанников, стимулирование развития мышления, внимания, памяти;
  • повышение общей культуры дошкольников, формирование навыков толерантного поведения;
  • повышение компетентности дошкольников в рамках педагогической технологии “Петербурговедение”;
  • обеспечение разностороннего социально-личностного развития, усвоения Петербургских традиций гостеприимства, любви и заботы о родном городе
  • формирование у детей интереса к русскому языку;
  • формирование у детей представлений о книгоиздательской деятельности, развитие творческого мышления у детей при создании Петербургской азбуки;
  • оптимизация сотрудничества с родителями;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Проект реализовывался в различных формах деятельности, особое место в которой заняла совместная деятельность детей с педагогами, родителями.

– планирование деятельности;

– наблюдения;

– экскурсии;

– чтение художественной литературы;

– детская книгоиздательская деятельность;

– социальный игротренинг;

– речетворчество;

– детская исследовательская деятельность;

– развивающие игры;

– групповой сбор;

– моделирование пространства группы (совместное преобразование среды группы)

– организация выставок;

– сбор коллекций: значки, петербургская символика, библиотека детских петербургских писателей и поэтов, открыток о Петербурге;

– сборка макетов, конструирование из строительного материала известных Петербургских зданий;

– составление коллажей;

– использование приемов детского дизайна.

– моделирование ситуации.

В качестве примера предлагается моделирование ситуации в форме совместной деятельности с детьми “Прогулка по Невскому проспекту” в проектной работе на тему “Петербургская азбука”.

Цель: Воспитание петербуржца, любящего свой город, интересующегося его историей, культурными традициями, способного к самостоятельному творческому труду. Задачи:

  1. Формировать обобщенное представление у детей о главной улице Петербурга – Невском проспекте (ансамбль Невского проспекта)
  2. Стимулировать развитие у детей познавательной активности, способствовать развитию познавательных функций: логического и ассоциативного мышления, устойчивости внимания, воображения.
  3. Развивать у детей способность к выбору средств передачи информации, эмоций, впечатлений.
  4. Продолжать работу по освоению традиций русского языка: выражать словом свои суждения и умозаключения, поддерживать беседу на заданную тему, вести коллективный разговор. Активизировать словарь детей за счет образных слов и выражений.
  5. Развивать у детей способность к мотивации и целепологанию в процессе совместной проектной деятельности.
  6. Формировать у детей навык книгоиздательской деятельности.

Организация среды в группе: в группе рассредоточены подставки, на которых расположены изображения зданий.

Ход работы

Воспитатель начинает рассматривать в центре группы “Петербургскую Азбуку”, приглашая детей к разговору.

– Ребята, вместе с вашими родителями мы несколько месяцев делаем Петербургскую азбуку. У нас уже есть много страниц. В ней мы с вами отражаем то, о чем узнали при знакомстве с нашим прекрасным городом Санкт-Петербургом. Эту книгу мы подарим на выпускном балу детям, которые в следующем году перейдут в старшую группу. Им она поможет узнать о том, что больше всего было интересно вам в нашем замечательном городе – Санкт-Петербурге .

– Петербург – это город, которым восхищаются люди всего мира. Давайте скажем нашему городу слова восхищения. (Игра “Комплимент”).

– Знакомиться с городом можно по–разному. Я предлагаю поиграть в экскурсоводов. Проводя экскурсию, мы не только вспомним то, что мы знаем о Петербурге, но и соберем страничку нашей Азбуки.

– Готовясь к экскурсии, необходимо вспомнить, каким должен быть настоящий петербуржец. Давайте присядем на ковер. В игре нам поможет мячик, который вы будете передавать по кругу. (Передавая мяч по кругу, дети называют качества, которые присущи настоящему петербуржцу).

– надеюсь, что вы постараетесь быть именно такими петербуржцами.

– На этом столе я подготовила листы для страницы Азбуки. Сегодня я предлагаю совершить прогулку по главной улице нашего города. Как она называется?

– Правильно, Невский проспект. Протяженность проспекта 4.5 км. Это все равно, что пройти от въезда в Колпино до вокзала и вернуться до городского сада.

– Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в самом начале Невского проспекта. От какого здания мы начнем движение, вы узнаете из загадки:

В начале Невского стоит,
Прекрасно здание на вид.
Колонны статую и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)

Посмотрите на наши картинки и выберите среди них символ Адмиралтейства. Куда мы поместим его на нашей схеме?

– А почему вы считаете, что это символ Адмиралтейства?

– Составляя рассказ о чем либо, мы можем воспользоваться мнемотаблицей. Давайте по ней расскажем про Адмиралтейство.

– Если разгадать ребус, то можно будет отгадать фамилию архитектора, по проекту которого было построено Адмиралтейство.

– Этот ребус мы можем положить на страницу Азбуки.

– Шпиль Адмиралтейства очень высокий. Хотите узнать, какова его высота? Нам поможет эта карточка с задачкой.

Найди нужное число

Перед тобой волшебные квадраты и треугольники. Если какое-нибудь число попадёт в треугольник, оно сразу уменьшится на единицу, а если поместить его в квадрат, единица, наоборот, прибавится. Проведи по стрелкам число, указанное в кружке, и ты получишь ответы на эти вопросы.

Определи высоту Адмиралтейского шпиля вместе с башней.

-Может быть, кто-нибудь вспомнит стихотворение, которое я вам читала про Адмиралтейство? (рассказывает ребенок)

“Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу,
Над городом Адмиралтейство
Зажгло бессмертную иглу”
Давайте отправимся дальше.

А вот к какому зданию ансамбля Невского проспекта мы подойдем, вы узнаете, разгадав загадку. (Таблица символов и букв). После того, как вы прочитаете отгадку. Вы не будете ее называть, а мы попробуем изобразить это здание. (Дети вместе с воспитателем выстраиваются в форме колоннады Казанского собора, договариваясь без слов.) Так что это? Казанский собор. Это архитектурное и культовое сооружение, а что еще вы можете о нем рассказать. Выложите на лист загадку, картинку с изображением Казанского собора и таблицу символов и букв.

Отправляемся дальше. Но идти совсем недалеко, нужно только перейти на другую сторону Невского проспекта. Какое здание стоит напротив Казанского собора и очень известно в Санкт-Петербурге?

– Дом Книги главный книжный магазин нашего города. Книги можно назвать другим словом – литература.

Как можно, используя это слово, назвать Петербург? – Литературный.

В нашем городе жили и творили в разные времена известные русские поэты и писатели. Давайте их вспомним (выбирают и называют по портретам поэтов и писателей, которые жили в Петербурге.) Может кто-нибудь прочитает небольшие отрывки или стихи из их произведений?

Отправляемся дальше. Петербург – город – порт. В него и сейчас и раньше съезжались торговые люди со всего мира. Как раньше их называли (купцы, гости). Вы догадались, к какому зданию мы подходим.

Да, Это Гостиный двор.

Это один из самых больших магазинов в городе. Туристы любят этот магазин за то, что в нем можно купить много сувениров из русских народных промыслов.

Давайте устроим свой Гостиный двор и устроим свою сувенирную лавку.

(Дети, разделившись на несколько подгрупп, организуют различные лавки: сувениры, посуда, украшения, угощения, оформляют их соответственными эмблемами и рассасывают о том, что у них получилось).

– Отправляемся дальше. Посмотрите, что это за здание. Да, это здание Александрийского театра. Давайте подойдем к нему.

– Предлагаю вам стать актерами, а я буду режиссером. Мы даже можем сыграть маленький этюд. Но сначала надо подготовиться. Актеры должны выразительно двигаться. Играем в “Море волнуется” и показываем персонажи сказок А.С.Пушкина.

В заключении подводится итог: что больше всего понравилось, что было интереснее всего, куда отправимся путешествовать в другой раз.

Литература:

  1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб, Изд. Дом. МиМ, 1988
  3. С.Шокарев История России, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007
  4. Л.Шиф, Путешествие по Петербурге с Аликом и Гусариком. СПб, “Невский курьер”, 1995 год.
  5. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева “Чудесный город”. Петербургская тетрадь. СПб, 1996 г. + DVD.