Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого из Вас не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!” Однако в воспитании Человека с большой буквы учителя младших классов сталкиваются с некоторыми трудностями:

  1. Недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.
  2. За последние 20 лет нравственные ценности подверглись изменениям (понятия “дружба”, “совесть”, “доброта” понимаются не так, как раньше).

На формирование этих понятий большое влияние оказывают средства массовой информации, к сожалению, не всегда положительное. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое – их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования и многое другое – все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Работа в начальной школе ведётся по направлениям:

Историко-краеведческое направление.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. В сентябре проводится неделя “День рождения города”. Для детей организуются экскурсии по городу, в краеведческий музей, конкурс рисунков на тему: “Мончегорск – моя маленькая Родина”; проходит конкурс стихов “ Мой город” , дети участвуют в акциях “ Сохраним леса Заполярья”, “Зеленый и чистый Мончегорск”. В этом году прошла Защита проектов на тему “ Город будущего” и праздник, посвященный Дню рождения города “ Главный город в Монче – тундре”.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

С этой целью в школе ведется большая работа с родителями. В течение года проводятся индивидуальные беседы с родителями, направленные на выяснение вопросов семейного воспитания, психологических взаимоотношений родителей с ребенком, успеваемости и посещаемости учащимися начальной школы. Систематически проводятся родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические).

Были проведены совместные мероприятия с родителями, такие как, праздники “ Мама – солнышко мое”, “ Вместе дружная семья”, “ День рождения класса”, праздник “ Бабушки и внуки”,которые сближают детей с родителями. Семья Пушкаренко заняла 1-е место в городском конкурсе “Отец года”, в городском конкурсе “ А, ну-ка, папа!” в номинации “ Самый веселый папа” победителем стал Шлячков Валерий .

Военно-патриотическое направление.

В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. В ходе месячника ребята участвуют в конкурсе чтецов “Этих дней не смолкнет слава”, на который приглашаются ветераны города , проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята ежегодно поздравляют жителей микрорайона с Днём пожилого человека (1 октября), дарят открытки и сувениры, сделанные своими руками. В мае, в ходе декады, посвященной Великой Победе проводятся традиционные мероприятия (праздник “Поклонимся Великим тем годам…”, брейн-ринг “Ратные страницы истории”, проходят уроки мужества на тему "Подвиг не уходит в запас", в которых активно принимают участие все учащиеся начальной школы. Дети с интересом посещают школьный музей , где проходят уроки рефлексии на такие темы как: “Предметы старины”, “Блокадный Ленинград” и др.

Спортивно-патриотическое направление.

В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: “Мама, папа, я – спортивная семья!”, спортивные соревнования "Весёлые старты" , “Зарница”, участие классов в Дне Здоровья. В этом году участвовали в спортивно-семейном марафоне по программе “ Поддержка семьи Мурманской области”.

В начальной школе работает программа “ Я – гражданин России”. Она подготовлена для обеспечения систематического подхода к воспитанию младших школьников.

Основные цели программы:

  • развитие личности школьника, обладающей высокой культурой мышления;
  • развитие школьника как здоровой личности и творческой индивидуальности;
  • развитие демократических норм, толерантности, терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • направить воспитательный процесс на формирование жизненной стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности;
  • организовать взаимодействие с родителями, направленное на поэтапное формирование как субъектов педагогического процесса.

Осуществляя задачи программы “ Я – гражданин России” мы обучаем школьников определенной системе знаний, умений и навыков, приобщаем их к культуре, готовим к самостоятельной, общественно– значимой деятельности, к продолжению образования. Особое место в нашей программе отведено воспитательной функции, связанной с формированием у детей ценностного отношения к миру, к культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего “ я”, с нахождением своего места среди других людей.

Планируя свою деятельность в рамках программы, мы ориентируемся на нравственно – ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как “ семья”, “ школа”, “ Родина”, “ природа”, “ дружба со сверстниками”, “ уважение к старшим”.

Данный проект даёт возможность сформировать и развить первоначальные понятия и представления о Родине, учит быть мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, честными и правдивыми, уважительными к друзьям и коллективу.

Свое выступление хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: “ Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству”.