Сценарий внеклассного мероприятия "Русский свадебный обряд. Одевание невесты"; "Ненецкий свадебный обряд. Одевание невесты"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Мы вступили в новый век, в новое тысячелетие. Что осталось в прошлом, а что тянется до сих пор тонкой ниточкой, связывающей старое и новое поколение? Что не взяли мы,

молодые, для себя от нашей прошлой жизни?

Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы "не быть иностранцем посреди своей родины" по словам К.Д.Ушинского.

Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с такими важными обстоятельствами жизни народа, как его происхождение, история мировоззрения, культура, основные трудовые занятия, обычаи,

обряды, декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном и безобразном.

Воспитать же гражданские нравственные начала можно лишь прикоснувшись к корням, к многовековым культурным традициям народа.

Многие из ребят родились и выросли в нашем городе. Это их родина. А что знаем мы о местном населении, об их жизни, быте, традициях? А ведь народное творчество ненцев глубоко традиционно. Из далекой древности пришло к нам искусство вышивальщиц бисером, мастеров по пошиву одежды, украшений и т.д. История не только ненецкого, но и других северных народов очень интересна.

В программу технологии в раздел "Рукоделие" я включила

такие модули: ненецкий женский костюм, как вид декоративно-прикладного искусства, бисероплетение, панно и кукла-оберег.

Детям нравится работать в этом направлении. Эта работа очень увлекательна, она требует фантазии, изобразительности, наблюдательности. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветов гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники. В руках мастериц вместо кисти и красок цветные лоскуты. Так же, как и художнику, им необходимо владеть цветовой гаммой, которая помогает избежать грубых ошибок при создании лоскутной живописи. Особенно эти знания нужны тем, кто, к сожалению, обделен чувством цвета, чем больше будет уметь ученик, тем интереснее будет казаться ему жизнь, тем легче он будет, справляться с трудностями. Важно, чтобы развитие "каждого ребенка происходило гармонично и теоретические знания шли параллельно с практическими. Развитие культуры межнациональных отношений на уроках технологии происходит как на уровне вербального восприятия информации, так и на уровне эмоционально-чувствительного восприятия (восприятия красоты изделий декоративно-прикладного творчества народов родного края).

Предлагаемый модуль' (ненецкий народный костюм) можно использовать как для проведения уроков, так и внеклассных занятий. Изготовленные костюмы могут быть использованы при проведении фольклорного праздника, это важный компонент обучения и воспитания школьников.

Модуль - ненецкая игрушка:

Когда кукол нет - плохо. Есть такое придание, основанное на житейских наблюдениях: какая кукла - такой и человек, сотворивший ее. Каждая деталь костюма подчеркивает характер и склонности ее маленькой барышни-хозяйки. Почитание и любовь к кукле объясняется сохранением отголосков верований. Каждая работа индивидуальна, а самые лучшие из них становятся экспонатами коллекции.

Любая художественная традиция составляет собой коллективное творчество этноса, его "вечно живую душу". Ее уничтожение приводит к утрате эстетических критериев, разрыву связей между поколениями и в итоге - духовному кризису общества. А значит беречь и сохранять традиции, прививать экологическую культуру труда; воспитывать активную, творческую личность, прививать интерес к культуре и декоративно-прикладному искусству народов Севера и есть наша цель.

В народе издавна словом "родина" называли местность, вид, окрестности вместе со всею землею, водой и небом. Заполярье наша вторая родина и уже можно говорить о втором поколении людей, растущих на севере. Для молодого поколения родным домом стал север и наш город, а к родному дому надо прикипеть сердцем. Так будем уважать многовековую культуру и традиции народов севера. Будем любить, а значит будем жить!

image009.jpg (22490 bytes)

image011.jpg (32185 bytes)

Сценарий внеклассного мероприятия "Русский свадебный обряд. Одевание невесты"

Фрагмент русского свадебного обряда (одевание перед венчанием)

Декорации на сцене: крестьянская изба - стол и самовар, лавки, сундук, прялка, половики, стены избы украшены предметами домашнего рукоделия, иконы.

Сценарий:

На фоне закрытого занавеса ведущая читает текст:

Вторым после крещения важнейшим событием в жизни человека является свадьба. Создание семьи всегда, у всех народов было связано с различными обрядами.

У русских свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл.

Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более, что и сам он менялся с течением времени. Какими были свадьбы у славян? Как затем они обрели привычный нам вид?

Жизнь каждого народа отражается в его забавах, празднованиях и обычаях семейных, заветно передаваемых из рода в род, и оберегаемых усердно, как святыня.

У древних и новых народов ни одна свадьба не начиналась без сопровождения брачных обрядов. Супружество девиц славили.

В древности долго не знали приданого. Девицу брали не спрашивая о ее состоянии.

О бывшей покупке невест между всеми славянскими племенами, при продаже косы и места молодой в свадебных песнях, доселе сохранилось воспоминание. В то время, когда молодой хочет садиться подле своей невесты, брат ее или кто-то другой из родственников не допускает его. Тогда дружка вступает с ним в торг. Сестра умоляет брата не продавать ее, а если продавать, то дорого:

Братец, постарайся,
Братец поломайся!
Не продай сестру,
Ни за рубль, ни за золото...

Творец, создав первых людей, соединил их и благословил. Этим самым Он показал нам, что ни многомужие, ни многоженство не соответствует природе человека: поэтому единоженство утвердилось во всем христианском мире.

Единоженство водворяет спокойствие семейное, облагораживает и возвышает чувства человека и укрепляет священный союз любви. Настоящая любовь постоянна и неизменна.

В первые века христианства бракосочетание производилось дома или в церкви, без особых свидетелей; но в последствии, когда стали отрекаться от браков и своевольно разводиться, тогда было поставлено совершать обряд в церкви, при собрании народа и свидетелях, дабы не могли отрекаться от вступления в брак. Сам Спаситель воспретил разводы.

Предки наши имели обыкновение женить своих детей в малолетстве, и это было в обычае не только между дворянством и великими князьями.

Петр Великий первый запретил дворянству (23 марта 1714 г.) вступать в браки: мужскому полу ранее 20-ти лет, а женскому 17 лет.

Екатерина II повела (указ 1775 г.) чтобы обвенчанных мужского пола моложе 15 лет, а женского 13, разводить; священников же лишать сана. Ныне не дозволено венчать, если невесте нет 16, а жениху 18 лет.

При свадебных радостях и поездах давали особые названия молодым: жених назывался князем, а невеста княгиней. У всех славянских племен солнце именуется князем, а луна княгиней.

Древняя церковь обручала жениха золотым кольцом, как знамением солнца, а невесту серебряным кольцом, как знамением месяца, и в предъявление подчиненности последней первому.

В довершение вечного союза, возлагали на них венцы, отчего вошло в пословицу: Венец - всему делу конец.

3. Занавес открывается. В избе сидят девушки, в центре невеста одетая в сорочку. Девушки поют:

Не кличь, не кличь лебедушка,
Не кличь во поле белая!
Не плачь, не тужи Прасковьюшка,
Не плачь, не грусти, душа Андреевна!
По батюшке и по матушке,
По громком соловью во саду!
Как свекор ли батюшка
К тебе будет милостив,
Как свекровь ли матушка,
К тебе будет милостива.
Лука, сударь Иванович
У тебя соловей во саду,
Во высоком терему,
Во высоком изукрашенном.
Денёчик он кричит,
И всю ноченьку поет.
Тебя ли Прасковьюшку,
Тебя ли свет Андреевну
Забавляет, утешает,
Спать долго не мешает,
К обедням разбужает.

Подружка расчесывают косу невесте, приговаривая:

Коса моя, косынька,
Коса дорогая, Русая, золотая!

Девушка, помогающая расплетению, отвечает:

Рано тебя расплетати,
И в дальний путь,
В дальний снаряжати!

Когда расчешут голову и приступят к заплетанию косы, тогда невеста поет протяжно и с плачем:

Не жаль мне золота,
Не жаль чистого серебра,
Жаль одного: Девичьей красы, Русой косы.

Ей отвечает одна из подруг:

Не плачь, не плачь душа Прасковъюшка,
Красных девушек не кручини!
Не слези лицо белое,
Рученек не ломай!
Не век нам девовати,
И волюшку распевами.

Расплетание косы всегда сопровождается горестными воспоминаниями. Когда заплетают косу, тогда поют:

Свет ты коса моя, русая;
Свет ты, мой шелковой косник!
Плети ты, моя невестушка,
Плети косу мелко-намелко,
Вязки узлы крепко-накрепко!

Далее подружки приступают к одеванию невесты: одевают юбку-поневу, фартук, пояс, украшения и головной убор, при этом девушки поют, причитают:

Горе-горькая я да горемычная!
Отгостила я да отгуляла я
С подруженьками да со голубушками,
По всему-то да по роду-племени!
Надоела я да родному батюшке,
Надоела да надоскучила!
Просватал-то, родимый батюшка,
Не в пору да ты не во время!
Да и ты, родимая матушка,
Запросватала меня, да запоручила.
Не пожалела меня, родимая матушка,
Горе-горькую да горемычную!

Возглас: Девчата! Сваты приехали!

Покупающий косу стоит и кланяется: он уже идет за косой, но девушки останавливают его, невеста плачет и рыдает.

Она обращается к своему брату и умоляет его защитить ее, не продавать ее косу, а если продавать, то продать дорого

Братец, постарайся,
Братец поломайся!
Не продай сестру,
Ни за рубль, ни за золото...

Брат поет один:

Брату мила сестра,
А золото милей.

Покупатель косы дает выкуп (ларец) брату невесты и уводит ее. Девушки поют прощальную песню:

Как вечор канарейка
Да громко щекотала,
По утру рано
Не слыхать ее стало,
Щекотать перестала.
Знать, что к пашей канарейке
Соколы прилетали
И с собой ее взяли,
Соколу в руки дали,
Молодому вручали;
Ты владей, владей, сокол,
Нашей канареечкой;
Не давай ее в обиду Т
ы ни ласточкам, ни касаточкам,
Ни молоденьким пташечкам.
Да вечор, свет Прасковъюшка,
Да громко говорила;
По утру ли рано,
Не слыхать ее стало,
Говорить перестала.
Знать, что к нашей Праскоеьюшке
Да бояре приезжали
И с собой ее взяли,
Молодцу в руки дали,
Молодому вручали:
Ты владей, владей, Лука,
Еще нашей Прасковьюшкой Андреевной душою.
Не давай ее в обиду
Ты ни свекору, ни свекрови,
Ни деверям, ни золовушкам;
Ты давай выспаться ей
До девятого часу.

Сценарий внеклассного мероприятия "Ненецкий свадебный обряд. Одевание невесты"

Фрагмент ненецкого свадебного обряда (одевание невесты)

Звучит музыка.

Текст ведущей:

При вступлении в брак у лесных ненцев решающее значение имела принадлежность жениха и невесты к тому или иному роду. Таким образом, важнейшим методом при выборе невесты являлось определение ее родовой принадлежности.

Браки у ненцев в прошлом, заключались в возрасте от 16 до 20 лет. Однако широко практиковались ранние браки: родители сговаривались о браке детей, когда им было еще от 3 до 6 лет, при этом дети часто жили вместе и отношения их были представлены времени. Не редко ненецкая девочка становилась матерью в 12-13 лет. Если в семью нужна была работница, то мальчику сватали взрослую девушку, вырастая мальчик брал себе молодую жену, предоставляя старой жене выбор - выйти замуж или возвратиться к своим родным. Имелись случаи женитьбы пожилых мужчин на молодых девушках, такие браки совершались в корыстных целях.

Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за данного человека, то он на предложение свата ничего не отвечал, гасил огонь и ложился спать, давая этим понять, что разговор окончен. Если жених устраивал, то начинались переговоры о размере выкупа.

Срок свадьбы зависел от срока уплаты выкупа и наличия приданного. Иногда свадьба откладывалась на год и более. В назначенный для свадьбы день жених вместе с родственниками, наряженными в лучшие одежды, отправлялся к чуму невесты. В это время убивались олени, которые тут же поедались хозяевами и гостями. Затем все шли к чуму. Жених доставал из-за пазухи лоскут красного сукна и его задача заключалась в том. чтобы просунуть этот лоскут в чум невесты, при чем женщины, родственницы невесты, старались не позволить ему это сделать. В конце концов сукно вталкивалось в чум. Тогда начинали рвать его лентами и раздавать женщинам. Только после этого все входят в чум. В чуме начиналось угощение, предсказания шамана. Веселья, игры шли до утра. Утром начинались сборы в чум жениха.

Декорации на сцене:

Оформить сцену в ненецком национальном колорите.

Сценарий:

На сцене сидит девушка-невеста, вокруг нее семья - две сестры, мать и отец. Невеста одета в красивую ягушку, мать вплетает ей накосники, приговаривает: отдаю я тебя дочь, чтоб назад не брать. Я учила тебя слушаться мужа, жить в согласии. Чтоб ты жила и умерла в его жилье. Смотри дочь не упади, когда тебя толкать будут, удержись на ногах, а то позора не оберешься.

Она дает дочери сумку с рукоделием и говорит: это тебе, чтоб хорошей хозяйкой была.

Слышен шум (шумят колокольчики оленьих упряжек).

Сестры говорят: жених едет, и бегут к входу чума.

Жениха не пускают, пока он не кинет в чум красный лоскут. Лоскут попал в чум, его рвут и дарят всем девушкам.

Жених заходит в чум, говорит: привез я оленей 70 голов и сукно с мехом, хочу дочь вашу забрать.

Родители отдают дочь, обводя ее три раза в чуме по кругу.

Стук в бубен. О! О! О! Духи земли, воды, заступитесь и сохраните от всякого зла молодую семью, отведите от них беду!

Жених уводит молодую невесту из чума.

 

image019.jpg (29799 bytes)

Литература

  1. Т.А. Молданова. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис,- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 261стр.
  2. Л.В.Хомич. Х76 Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995-336с.
  3. Журнал " Живой Ямал." Изд. "Советский спорт" Москва 1998. 64с.
  4. Полная энциклопедия быта русского народа. Составлена Иваном Панкеевым. Изд. "ОМА-ПРЕСС",1998г.