Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях внедрения инноваций

Разделы: Работа с дошкольниками


XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от ДОУ использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации психолого-педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Что же нужно для того, чтобы подготовить внедрение инновации в ДОУ? Во-первых, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагога. И здесь залогом успешного овладения современными технологиями образования однозначно является грамотная организация психолого-педагогической работы в ДОУ.

Психолого-педагогическую работу в ДОУ можно разделить на два направления:

1 – работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности.
2 – работа с детьми.

ДОУ № 76 является федеральной опытно-экспериментальной площадкой Российской Академии Образования, по теме: “Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент”. Таким образом, в соответствии с федеральными государственными требованиями реализуется программа эксперимента в подготовительных к школе группах.

Одна из задач эксперимента апробация учебно-методического комплекта “Учусь учиться” и отслеживание эффективности работы.

Цель этой работы повышение школьной готовности детей, а именно развитие умения учиться, общаться, сотрудничать, действовать экологически безопасно в типичных жизненных ситуациях.

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), говорится о том, что важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии. Поэтому мы в своей инновационной деятельности обратились к этой теме для исследования.

Ведь известно, что развитие детской "Я-самости" (я сам могу, я сам хочу, я сам попробую...), связанное с отношением ребенка к самому себе как к "другому", начинается задолго до школы. Для развития рефлексии необходимо учитывать возрастные особенности детей и создавать благоприятные психологические условия. Базовым условием для развития рефлексивных умений ребенка является ощущение им доброжелательности, поддержки, уважения со стороны окружающих, готовности придти ему на помощь. Роль педагога в создании благоприятной образовательной среды высока, педагогу необходимо уметь:

– признавать за ребенком права выбора,

– учитывать потребности ребенка в сотрудничестве и помощи,

– иметь позитивную установку по отношению к ребенку и принимать его интересы.

Ребенок на занятиях “Учусь учиться” получает положительную обратную связь, переживает положительные эмоции.

В этом помогают детям и педагогам разработанные психологом варианты рефлексивных лесенок, пиктограмм, кубов. В результате работы по развитию рефлексивно-оценочных умений дети научились: рефлексировать свои чувства, эмоции; оценивать результат своей работы, определять чувства другого человека (умение быть “экологичным”). Сделаны выводы о положительной динамике в развитии основных показателей:

– повысился уровень развития общеучебных умений у детей;

– дети экспериментальной группы лучше знают правила поведения в природе, умеют сделать выбор между удовольствием и самоограничением в пользу природы. У детей развиваются познавательные способности, дети проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Таким образом, обеспечивается преемственность и перспективность в системе дошкольного и начального образования.

Кроме контроля образовательных результатов, была сделана диагностика уровня развития психических процессов в связи с тем, что школьная готовность к усвоению общеучебных умений включает в себя развитие психических процессов, как одного из компонентов готовности. А также в рабочую тетрадь включены задания на развитие внимания, памяти, мышления, эти задания повышают школьную готовность детей.

Динамика по данному направлению показывает, что:

повысился уровень развития психических процессов, таких как внимание, произвольность, память. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении ребенка в младшем школьном возрасте.

Данные по адаптации детей к школе свидетельствуют, что 98% выпускников ДОУ (2008-2009 учебный год) хорошо адаптировались к условиям обучения в школе.

Цель работы по повышению профессиональной компетентности педагогов: создание системы методической и психологической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам.

Любой педагог – экспериментатор нашего ДОУ имеет возможность в пределах общей идеи эксперимента и единой концепции самостоятельно определить тему своего личного исследования. По мнению ряда ученых таких, как (Б.И. Канаев, В.С.Савельева и др.), исследовательская работа, по сути, не является ведущим типом деятельности. Следовательно, чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса должен быть серьезный мотив заинтересованного участия.

Формированию личности творческого педагога методическая служба нашего ДОУ совместно с педагогом-психологом уделяет пристальное внимание. Совместная работа через тренинги роста, постоянно действующий семинар, консультации, мастер-классы. В 2009 -2 010 учебном году совместно с педагогом – психологом проведен цикл занятий на тему: “Конструктивное общение, как одна из ключевых компетенций педагога”. Эти занятия развивают у педагогов инициативу, индивидуальный профессиональный стиль, раскрывают внутренние резервы каждого участника образовательного процесса.

Для развития способностей к рефлексии у воспитателей педагогом – психологом проведены семинары – практикумы на тему: “Развитие рефлексивно-оценочных способностей у детей и взрослых”.

Результаты анкетирования показывают, что уровень педагогической рефлексии у педагогов повысился на 17%. Что подтверждает эффективность нашей работы по данному направлению.

Анкетирование по теме “Самоанализ экспериментальной деятельности ДОУ” показал, что педагоги получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Психолого – педагогическая служба ДОУ уделяет особое внимание повышению квалификации педагогов. В апреле 2010 года на базе нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации, где 68% педагогов обучились по теме: “Научно – методические подходы к реализации программы “Развитие”.

Одним из направлений повышения квалификации педагогов является участие в летней экологической школе, которая ежегодно проходит на туристической базе пос. Большое Голоустное, на озере Байкал. Экологическая школа ежегодно собирает педагогов из Иркутской области, Читинской области, города Москвы. Состоялся обмен опытом через презентации, мастер-классы, обучающие занятия как в аудиториях, так и на лоне природы, через экскурсии, пешие походы, морские туры по озеру Байкал.

Итогом целенаправленной инновационной работы является трансляция опыта работы ДОУ в г. Братске, Иркутской области, на интернет – сайте портала Байкальского партнерства. Методические разработки педагогов ДОУ: “Проектный метод в работе с детьми по изобразительной деятельности”, “Организация работы обучающего сообщества педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни”, “Эколого-гигиеническое воспитание дошкольников” и другие востребованы воспитателями дошкольных учреждений города и области.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в условиях инновации гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества и формированию профессионального мастерства педагогов.