Воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через профильную организацию летнего отдыха

Разделы: Внеклассная работа


Презентация (приложение)

1. Актуальность.

В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно.

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни». Так чего ждет от школы нынешняя Россия?

По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя решение следующих задач:

Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновлённое содержание образования. «Прошу в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов, подготовка которых затянулась», — подчеркнул Президент.

Во-вторых, по мнению главы государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:

  • способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

И обновленное образование должно сыграть ключевую роль в развитии личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения через устойчивое развитие ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание, ведь на современном этапе развития общества выделяются глобальные проблемы экологического воспитания и образования.

Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами - как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.

2. Цели и задачи.

Цель: помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, расти гражданином своего Отечества.

Задачи:

  • Обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития
  • Удовлетворить его творческие и образовательные потребности
  • Привлечь ребенка к разнообразной общественно значимой деятельности, к активному общению с природой
  • Организация воспитательной работы с учетом разновозрастного контингента (4-8 класс)

Основные направления работы:

  • Интеллектуальное развитие
  • Экскурсионная деятельность
  • Просветительская работа среди населения
  • Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории
  • Укрепление здоровья

3. Теоретическая интерпретация.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения подросток учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю, который поможет задуматься над вопросами : «Кто я?», «Для чего живу?», «В чем мое предназначение?», «Где мое место в жизни?».

С этой целью в городах России организованы экологические кружки, центры (Центральная республиканская станция юных натуралистов, Советско-американский лагерь юных экологов в Карелии, Эколого-биологический центр г. Нижнекамск, Краевой экологический центр в г. Барнауле и др.) В настоящее время перспективной формой становятся профильные отряды ,создаваемые при школах в летний период ..Здесь ребята не только оздаравливаются, но и формируются как творческие личности. В этих отрядах подросток имеет уникальную возможность узнать много нового в интересующей его сфере знаний, на практике использовать свои исследовательские умения и навыки.

Изучив опыт и рекомендации сотрудников методического отдела внешкольного дополнительного образования Ставропольского краевого Управления образования по организации жизни подростков в летних лагерях, учителя высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №118» Индустриального района г.Барнаула Пронина О.В. и Долженкова Е.В. в 2006году разработали и внедрили в практику перспективную форму летнего отдыха - профильный интеллектуальный экологический отряд «Эрудит» при школьном оздоровительном лагере «Мечта».

Этот опыт возник в следующих условиях. Согласно социально-психологическому паспорту МОУ «СОШ №118» г.Барнаула большинство родителей учеников имеют полное среднее и средне-специальное образование (71%). На долю семей, где родители школьников – специалисты с высшим образованием, приходится около 28%. Естественно, что социальный состав учеников определяет сегодняшние интеллектуальные возможности, а также личностную направленность детей. По итогам тестирования психологом, в классах наблюдается преобладание детей с низким интеллектуальным уровнем, на долю высокоинтеллектуалов приходится 8-10%.

В таких условиях воспитывать и развивать творческие личности очень сложно. Для решения этих проблем и был создан интеллектуальный профильный отряд «Эрудит».

В последнее время характерным стало привлечение школьников к экологическим проблемам через организацию проектной деятельности.

Все, кто использует метод проектов, хорошо знакомы с формами и методами работы на этом мы не будем останавливаться. Хотелось бы привлечь внимание к некоторым проблемам, которые нам пришлось преодолеть и на которые стоит обратить внимание учителей только начинающих работать по данному методу:

1. Соответствие уровня проекта психо-физиологическим особенностям и уровню обученности учеников.

В 5 классе наиболее уместны творческие и игровые проекты, результатом которых являются маленькие исследования, затрагивающие эмоциональную сферу каждого ученика. В то же время по возможности нужно использовать компьютерные презентации созданные учителем или учениками, работающими на компьютере, некоторым это вполне по силам.

Со всеми учениками 6, 7 классов уже желательно использовать компьютеры во время уроков, для самостоятельной работы каждого школьника. Главной задачей в среднем звене я считаю вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и овладение первичными навыками работы на компьютере. Для этого можно использовать элементы метода проектов, например создание презентаций по систематике растений и животных.

Максимально полно использовать метод по созданию исследовательских проектов возможно с учениками 9—11 классов. Очень интересно предлагать одинаковые проекты в разных классах (нет ни одного похожего), а особенно выдвигать разные гипотезы по спорным вопросам, например трансгенные продукты, получаются очень интересные варианты.

2. Доступность темы для учеников.

Проектные задания должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями, которые необходимо им приобрести.

3. Техническое и научное обеспечение.

Наличие свободного компьютерного класса, возможная помощь со стороны учителя информатики, возможность выхода в Интернет, но самое важность компетентность учителя предметника. Не страшно, если, начиная работать по методу проектов, вы недостаточно хорошо освоили компьютер, в техническом плане вам помогут ваши ученики. Главная ваша задача, четкое представление структуры проекта. Ведь осуществление работы невозможно без постоянного руководства со стороны учителя. Для младших школьников это помощь в формулировки гипотезы и создание выводов, для старших это контроль, за выполнением структуры и соответствие целей, задач с полученными результатами.

За несколько лет работы в лагере мы использовали разные виды проектов:

  1. Ситуационные. Направлены на разрешения одной конкретной проблемы.
  2. Восстанавливающие. Используются при повторении ранее изученного материала. Для восстановления прежних знаний и их расширения.

В зависимости от формы работы:

I. Групповые.

II. Индивидуальные.

III. Индивидуально-групповые.

Работа была начата с изучения медицинских карт учащихся щколы. Результаты насторожили, здоровых детей практически нет. Увеличилось число детей с положительной реакцией Манту, с кожными заболеваниями, снизился иммунитет, учащиеся часто жалуются на головные боли, головокружения, расстройства пищеварения. Исследовав причины нарушения здоровья городского населения, пришли к выводу, что в наших силах повлиять на экологический фактор. Было принято решение направить исследовательскую работу отряда на создание здоровьесберегающей среды в здании школы и на прилегающей территории.

Прежде чем как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, возникла необходимость изучения состояния окружающей среды на территории прилегающей к школе. С этой целью были разработаны и реализованы несколько ситуационных проектов индивидуально-группового и группового характера. Ребята исследовали запыленность и загрязненность выхлопными газами воздуха, механический состав и кислотность почвы методом фитоиндикации и по методу Филатова, состояние озелененности пришкольной территории, составили план местности с указанием объектов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, провели экологическую экспертизу состояния учебных кабинетов и других помещений школы. Накопленный материал позволил начать работу над комплексным проектом « Экологический паспорт школы и пришкольной территории».

Составление экологического паспорта школы позволяет обобщить данные, полученные при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы, ее помещений и пришкольной территории.
На примере своей школы можно выявить различные экологические проблемы и решить их силами учащихся, учителей, органов местной власти, общественности.

4. Этапы реализации проекта.

  • Креативный (март). Разработка концепции Проекта, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.
  • Планировочный (апрель). Разработка планов реализации Проекта.
  • Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.
  • Деятельный (июнь 2007-2010 год). Собственно реализация Проекта в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.
  • Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.

5. Тематический план основных мероприятий проекта

Блок 1. Интеллектуальный

  • Занятия психолога:
    • «Способности человека и пути их развития»,
    • «Познай себя»,
    • «Силы внутри нас»,
    •  «Измени себя»
  • Занятия логопеда:
    • «Учись правильно говорить»,
    • «Секреты публичного выступления»
  • Уроки компьютерной грамоты – оформление проектов, презентаций.
  • Занятия преподавателей:
    • «Эта курьезная и серьезная математика»,
    • «Физика вокруг нас»,
    • «География. Загадки природы»,
    • «История родного поселка»,
    • «В гостях у лесных жителей»
  • Мастер – класс визажиста Латниковой С.Н. «Секреты красоты»
  • Мастер – класс «Боди-арт»
  • Интеллектуальная игра
    • «Знай свой поселок»,
    •  «Эрудит - марафон»,
    • «Своя игра»
  • Фотопанорама «Наше лето в «Эрудите»
  • Выступление агитбригады
  • Разъяснительная работа среди населения: листовки, обращения к жителям, молнии
  • Научно-практическая конференция «Я – исследователь». Защита проектов.

Блок 2. Исследовательский.

  • Занятия
    • «Метод проектов»,
    • «Как проводить опыт, наблюдение» и др.
  • Работа с электронным микроскопом
  • Практикум-исследование
    • «Экологическое состояние пришкольного участка»,
    •  «Кресс-салат как биологический индикатор загрязнения почвы»,
    • «Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта»,
    • «Изучение проблемы образования бытовых отходов в семьях»,
    • «Определение запыленности воздуха»,
    • « Химический анализ почвы»,
    • «Химический анализ воздуха»
    • «Определение содержания в почве солей тяжелых металлов»
    • «Определение содержания цинка в почве»
    • «Определение кислотности почвы»
    • «Механический состав почвы»
  • Фоторепортаж «Экологические проблемы нашего леса»

Практические работы:

  • «Степень озеленения пришкольного участка»
  • Практикум по обработке результатов исследования
  • Работа с электронными микроскопами
  • Изготовление гербария «Причуды природы»
  • Изготовление поделок из бытовых отходов
  • «Воздушный змей» - творческое дело
  • Создание компьютерных интеллектуальных игр «Своя игра», «Большая игра»
  • Презентации «Здравствуйте, это мы!».
  • Создание рисунков, макетов «Реконструкция пришкольного участка»

Блок 3. Экскурсионный.

  • Экскурсия «Это было недавно». Поселок Новосиликатный.
  • Экскурсия «Чем богат наш лес»
  • Отдых на теплоходе по р. Обь.
  • Экскурсия на предприятия поселка и города:
    • Завод крупнопанельного домостроения,
    • Завод ячеистого бетона,
    • Барнаульский аппаратурно-механический завод
  • Экскурсия в мастерскую художника
  • Экскурсия в Барнаульский планетарий «Наш дом – Земля»
  • Экскурсия в АКГУП «Индустриальный» (тепличный комбинат)
  • Экскурсия в Барнаульский дендрарий
  • Экскурсия в Барнаульский экологический центр
  • Экскурсия в «Фолькон» (питомник хищных птиц)
  • Экскурсия на станцию юннатов
  • Экскурсия в музей противопожарной пропаганды.
  • Поездка в Белокуриху

 Блок 4. Здоровье и труд

  • Летняя трудовая практика на пришкольном участке
  • Посещение бассейна
  • Игры на свежем воздухе
  • Посещение Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Альтернатива», Индустриального района.
  • Отдых в парке «Эдельвейс»
  • Соревнования по бадминтону «Золотая ракетка», по футболу «Первая лига»,
  • Прогулка в лес «Лес – наше здоровье»
  • «Зеленый патруль» - работа по благоустройству школьной территории, «Экологический десант», очистка леса от бытовых отходов (совместно с лесничеством)
  • Занятия «Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека», «История вопроса утилизации отходов».