Путешествие в Древнюю Грецию: Испытание лабиринтом. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: повторение и обобщение изученного по пройденному материалу.

Задачи урока:

  • Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу, закрепить знания учащихся о звуках и буквах, о звуковом составе слова; повторить орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова; порядке фонетического разбора.
  • Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное, развивать орфографические навыки, навыки самостоятельной работы в группах, индивидуально; развивать познавательную активность, фантазию, внимательность
  • Воспитывать интерес к предмету, к культуре Древней Греции, товарищество, дисциплинированность

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Форма урока: путешествие в Древнюю Грецию

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя

Звучит греческая мелодия "Сиртаки"

Учитель:

В старину, в античном мире
Двадцать пять веков назад
Редко люди жили в мире,
Шел войной на брата брат.

И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!

И гордясь умом и знаньем,
Как мудрейшие эллины,
Вы пройдете испытанья,
Как герои в Древнем мире.

Так вперед, друзья, немедля,
В этот старый лабиринт,
Вы готовы к испытаньям?
Подплываем. Остров Крит!

Открывается карта лабиринта.

II. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы проводим необычный урок, это будет урок - путешествие в Древнюю Грецию (КАРТОЧКИ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ)- это страна на юге Европы. Древние греки жили там примерно три тысячи лет назад.

Мы посетим остров Крит, где нам предстоит пройти испытания лабиринтом. Входы и выходы из него охраняют самые ужасные древнегреческие чудовища:

Сирены - существа с женской головой и птичьим телом. Своими чарующими голосами они заманивали мореходов, чтобы задушить их и высосать кровь.

Кентавры - полукони - полулюди, дикие, жестокие, враждебные.

Кербер(Цербер) - трехглавый пес, страж подземного царства Аида

Циклопы - одноглазые чудовища-великаны.

Справиться с ними нам помогу знания фонетики и орфографии. Вы должны показать свои умения определять количество букв и звуков в словах, давать характеристику звукам, выполнять фонетический разбор, знания орфограмм, связанных с написанием гласных и согласных в корне слова.

Только знающие, умные, смелые дойдут до конца. И самое главное, приобретут бесценные сокровища - знания ( и не только о звуках и буквах, орфограммах, но и о культуре, мифологии Древней Греции)

III. Запись темы урока в тетрадях

У каждого из вас есть "КАРТА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ" (Приложение)

Впишите в нее свое имя - имя будущего "героя".

Сделаем "историческую запись": когда и с какой целью мы отправляемся в путь.

(Запись числа и темы урока)

В правой части "карты" есть СЛОВАРИК, в течение нашего занятия вы будете записывать в него все слова, так или иначе связанные с нашим "путешествием".

И первая запись, которую вы делаете в него - Путешествие, Древняя Греция:

IV. Представление команд

Мы разбились на две команды, соответственно в путешествие мы отправляемся на двух кораблях:

На корабле "Арго" отправляется 1-я команда "Эллины", что означает "древние греки". Возглавляет их Язон - знаменитый предводитель аргонавтов, совершивший плавание к берегам Колхиды за золотым руном.

На корабле "Данайя" отплывают "Данайцы" (это еще одно из наименований древних греков). Возглавит их знаменитый Одиссей - царь о. Итака, прославивший свое имя удивительным путешествием, полным опасных приключений.

Особо отличившиеся "герои" будут получать "сокровища" - интересные факты о буквах, звуках, а так же о жизни и культуре древних греков.

V. Испытания лабиринтом

№ 1 Конкурс "Нить Ариадны"

Когда-то дочь критского царя Миноса Ариадна помогла Персею выйти из лабиринта, дав ему клубок ниток.

Я приглашаю представителей эллинов и данайцев. Им вручается "путеводная нить Ариадны". Смогут ли они воспользоваться ею и вывести своих товарищей из лабиринта. Проверим их знания и смекалку.

Ребятам вручается "клубок": поочередно отвечая на вопросы, они протягивают "нить"

Одновременно учащиеся выполняют письменно задание

(заполняют таблицу)

Вопросы Ответы
Что изучает фонетика?

На какие две группы делятся звуки?

Как характеризуются гласные звуки?

Какую характеристику имеют согласные звуки?

Какие согласные всегда обозначают только твердый звук?

Какие согласные всегда обозначают только мягкий звук?

Можно ли из обертки для конфеты сделать красивый бант для девочки?

В каком слове есть сто согласных?

Звуки

Гласные и согласные

Ударные и безударные

Твердые - мягкие, звонкие - глухие

Ж, Ш, Ц

 

Ч, Щ, Й

Фант - бант

 

Сто-л, сто-н

Особо отличившиеся герои награждаются: им вручаются "вазы, чаши", в которых находится дополнительный материал о культуре Древней Греции, звуках и буквах.

Испытание № 2

Итак, мы в пути.

Бог морей Посейдон чем-то разгневан и шлет на море страшную бурю.

Чтобы успокоить Посейдона, нужно принести жертву.

К доске приглашаются "герои" от каждой команды, которые выполняют фонетический разбор слова, т.е записывают слово в транскрипции и дают характеристику звукам.

Задание

Выполните фонетический разбор слова

На вершине горы Олимп встречаются древнегреческие боги и богини.

горы

Боги и богини играли важную роль в жизни древних греков.

Роль

Испытание № 3

Пока наши герои смиряют Посейдона, мы тоже ведем сражение. Я уже слышу пение сладкоголосой Сирены, она заманивает нас и готовит следующее испытание :

- Определите, сколько букв и звуков в словах:

1) Древняя (7 б, 8 зв)

2) Греция (6 б, 7 зв)

3) Сколько раз встречается звук [ а ] в скороговорке

От топота копыт пыль по полю летит. (5)

Проверка работы у доски. Вручение наград

Испытание № 4

Осторожно! Вход в лабиринт преграждает Кербер - трехглавый пес. Спастись от него почти невозможно! Укрыть нас могут только толстые стены лабиринта. Но на дверях огромный замок . Нужно открыть его, а для этого правильно набрать "код"

Учащиеся выполняют тест по теме "Фонетика"

1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

1) песня

2) шубка

3) жук

2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв

1) юнга

2) ружьё

3) ездить

3. Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением.

1) т:желый

2) увл:кательный

3) к:рабль

КОД: 2 - 1 - 3

Проверка "кода"

Награждение.

Испытание № 5

Мы в лабиринте.

Ребята! Нас настигают дикие, свирепые Кентавры. Спастись от них мы сможем, если разберем завал из "камней" - слов. Их нужно распределить по орфограммам: каждое слово должно занять свое место в таблице. Где возможно - пишем проверочные слова.

Безударные гласные в корне Согласные в корне Непроизносимые согласные
проверяемые непроверяемые проверяемые непроверяемые
         
         

З:л:тое, чес:ный, подви:, кла:ный, г..рой

Золотое (золото, позолота),

герой,

подвиг (подвиги),

классный,

честный (честь)

Проверка. Награждение "героев"

Испытание № 7

- Мы у цели! Но выход из лабиринта преграждает одноглазый Циклоп.

Победить его можно, правильно расставив знаки препинания в предложениях с прямой речью

Великан появился из-за горы и закричал страшным голосом Убирайтесь подальше, или я запущу в вас вот этой горой.

Не бросай в нас камнями Мы нуждаемся в пресной воде отвечали аргонавты

Проверка:

Какая схема соответствует первому предложению?

Какая - второму?

"П. П," - а.

А: "П!"

Испытание № 7

Итак, мы возвращаемся. Все на корабль! Поднять паруса!

Бог морей Посейдон снова разгневан и шлет на море страшную бурю. Необходимо убрать паруса! Иначе корабли не дойдут до берега. Но это невозможно, если не знать волшебные слова!

Я произношу их в слух, а вы их повторяете и записывая на "парусах" (чистых листках), постепенно их сворачивая.

Орфографический диктант по теме "Гласные И, У, А, О после шипящих"

Чудесный

Посещать

Парашют

Пришел

Чашка

Жизнь

Прожорливый

Черный

Самопроверка.

Постепенно разворачивая "парус" учащиеся делают прокол в тех словах, которые записали неверно.

Чей корабль доплывет до родных берегов?

А чей с трудом?

Паруса придется чинить, иначе в следующее плавание корабль не сможет плыть.

VI. Домашнее задание - выполнить работу над ошибками.

VII. Итог урока.

  • Какие знания помогли пройти испытания?
  • С какими "сокровищами" вернулись назад?

Зачитывается собранный материал (если останется время)

VII. Выставление оценок

Кто из эллинов и данайцев собрал "сокровища", назовите наиболее отличившихся героев.