Программное содержание: Через синтез искусств (поэзия, живопись, музыка) прививать детям любовь к классическому наследию. Познакомить детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова. Закрепить представления о пейзажной живописи( лирический, драматический пейзаж). Учить использовать в речи и видеть изобразительные средства, которыми пользуются художники для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит и т.д.). Воспитывать личностное отношение к произведениям живописи, любовь к родной природе.
Материал: репродукции картин В.М.Васнецова, репродукции разных видов живописи, звукозапись П.Чайковского.
Предварительная работа: экскурсии на природу осенью, беседы об осени, чтение художественной литературы, рассматривание репродукции с изображением осенних пейзажей, пение песен, загадки, рисование.
Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Сегодня мы опять встретились в музыкально-художественной гостиной. Располагайтесь поудобнее. Ждет вас интересная встреча.
С утра сегодня жду гостей
Милых и любимых малышей!
Огонь в камине развела,
Подсвечник в дом я занесла.
Светло, уютно и тепло,
Даже лучик солнца
Просится к нам в окно
(Рыжова С.И.)
Тихо-тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом!
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены-
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг:
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой
(Ибряев К.)
Педагог: Не правда ли, прекрасная музыка, прекрасные стихи. Музыка, стихи лучше помогают понять произведения художника. Я хочу спросить у вас, знаете ли вы кого называют художником ( Художники - это люди, которые создают прекрасные вещи - картины, рисунки в книжках, скульптуры, придумывают рисунки для посуды, тканей, расписывают красками разные предметы, вещи)?
Педагог: А зачем художники это делают (художники видят красивое в жизни, в природе, хотят выразить эту красоту в своих произведениях и сделать нашу жизнь прекрасней. Многие произведения художников учат людей доброте и любви к людям, животным, растениям)?
Педагог: А что может написать художник (Цветы, фрукты - это натюрморт, картину природы- дерево, реку, облака - пейзаж, может написать и человека - это портрет, и картины из жизни -жанровая живопись)?
Звучит музыка, воспитатель приглашает детей на встречу.
Педагог: Я приглашаю вас на встречу с художником, который очень любил рисовать сказочные сюжеты. Его отец был священником и хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но Виктор окончил Академию художеств. Он начал писать картины о жизни взрослых людей. Его картины всем очень нравились, а ему хотелось чего-то другого. Часто летом он гостил в Подмосковье, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг лес, где росли великие, могучие дубы, стройные сосны. Здесь собиралось много
художников, поэтов, музыкантов. Они любили слушать сказителей древних былин, сказок. Под впечатлением от увиденного и услышанного Виктор Михайлович Васнецов пишет свою знаменитую картину "Богатыри".27лет он писал эту картину, это очень долго.
Рассказ о картине: Широко, раздольно раскинулось русское поле. Бескрайнее, неодолимое. Громыхает гром за увалами, клубятся тучи над бескрайними далями. Гудит озорной вольный ветер. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурашки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Глядит далеко - далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич и Алеша Попович. Спокойны, дружелюбны богатыри. Но не дремлют вороги, лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет" И не раз побеждали наши богатыри, но не неймется ворогам. Стоит, не дрогнет богатырская застава. Не пройдет ни один враг. Глядя на эту картину, я испытываю чувство гордости за нашу Родину, за ее смелых, сильных воинов-богатырей.
Педагог: А когда вы смотрите на эту картину, какие чувства возникают у вас?
Педагог предлагает детям высказаться по содержанию картины желающим.
Педагог: А здесь посмотрите. Зима. Ночь. Луна озаряет сугробы. Темный лес. На серебристую поляну выбежала девушка. Хрустит морозный наст. Пушистая шубка, шапочка с меховой опушкой. Теплые варежки. Милое, нежное лицо. В лучистом свете, точно живые, дрожат малые ели, трепещет юная, тонкая березка. Мерцают в глубине огоньки, словно глаза зверей. Чары русской сказки на этой картине.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, из какой сказки выбежала на поляну эта девушка?
- Какие краски использовал художник для передачи сказочного настроения?
Педагог обращает внимание детей на другую картину -" Аленушка"
Вопросы к детям:
- Знакома ли вам эта девочка, кто это?
- Где в картине художник изобразил девочку?
- Какой изображена Аленушка?
- Какие цвета помогли художнику создать настроение печали?
- А что бы изменилось в картине, если бы художник подобрал светлые, яркие краски?
- Если бы в жизни вы встретили такую девочку, как бы вы поступили?
Педагог обращает внимание детей на другую репродукцию картины.
Педагог: Обратите внимание на эту картину. Вы не догадываетесь, почему я поместила ее отдельно в такой большой раме? На самом деле настоящая картина не такая маленькая, как эта репродукция, а вот такая большая. Ленточка -это рама этой картины в натуральную величину. А вы догадались из какой сказки эти персонажи(Иван-царевич и Серый волк)? А как бы вы ее назвали? А Виктор Васнецов назвал ее" Иван-царевич на сером волке".
Я думаю, вам понравились работы Виктора Михайловича Васнецова. Вы все любите сказки, так же как и он, и по этому с этим художником вы еще встретитесь не раз.
Много работ этого художника находится в Третьяковской галерее, в Москве. А фасад этой галереи построен по эскизам Виктора Михайловича Васнецова. Это здание похоже на сказочный теремок, помните, как и все его работы похожи на сказку.
Педагог: А сейчас мы окажемся еще в одном зале музея. Здесь находятся полотна русских художников, которые проникновенно отразили неброскую прелесть русской природы, воспели все времена года. Все, все цвета Родины воспела палитра мастеров.
Вот весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны
Верно очень теплые
Ноги у весны
(И. Токмакова
А посмотрите, что творится летом:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь на всем ,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, пляшут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен
(Ф. Тютчев)
Вопрос: Какие чувства у вас вызываю летние пейзажи?
Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд
(М. Дорофеева)
Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала и конца.
За рекой и у крыльца.
Вот они плывут куда-то
То назад, а то вперед
От рассвета до заката
Ветер их на части рвет.
Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса
Словно чинят расписные
Золотые паруса
(В. Степанов)
Педагог: Давайте ненадолго остановим свой взгляд на любимой картине "Золотая осень" И.Левитана.
Вопросы к детям:
- Какое общее впечатление от пейзажа: грустное или радостное, почему?
- Приходилось ли вам во время прогулок наблюдать нечто подобное и где?
- Какой период осени изобразил художник Левитан?
- Где побывал художник, чтобы изобразить эту картину?
- Почему художнику захотелось написать именно это место?
- Какие краски, оттенки каких цветов использовал художник в своей работе?
- Что вам особенно понравилось в этом пейзаже?
Педагог предлагает детям послушать отрывки стихотворений и определить, какое более полно отражает настроение этой картины:
"Унылая пора:" "Уж небо осенью дышало:"?
Педагог обращает внимание детей на второй пейзаж.
Вопросы к детям:
- Какой период осени изображен художником?
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- Какие чувства, настроение вызывает у вас этот пейзаж?
- В каком из двух уголков природы, изображенных этими художниками, вам хотелось бы побывать и почему?
- Скажите, какой пейзаж можно отнести к лирическому жанру, а какой к драматическому?
- Какой прием использовали художники, чтобы показать, что жизнь не заканчивается, природа не умерла, и за осенью снова будет зима, за ней весна и природа оживет ( на обеих картинах изображена река - символ жизни)?
- Какая из этих картин звучит громче?
Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка из произведений П.И. Чайковского и соотнести их с картинами.
Педагог: И вот за осенью наступает зима, а начинается она как известно с первого снега. Музыкальный работник приготовил для вас песню "Первый снег", слушая ее, обратите внимание на зимние пейзажи русских художников. Какое настроение вызвала у вас песня и зимние пейзажи?
Педагог: Вот и совершили мы небольшую прогулку по прекрасным уголкам нашей родины. Побывали во всех временах года, окунулись в сказку. Родина! Россия! Какое близкое и понятное всем слово! Россия -это солнце, небо, мама, ты и я! О ней хочется говорить самыми красивыми словами, которые складываются в стихи, рисовать ее самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку. Родина! Россия! Прекрасна во все времена.
Дети исполняют песню Струве " Моя Россия!"
Вот пришла пора прощаться
Очень жаль нам расставаться!
Стихает музыка, погасли свечи,
До новой встречи!
До новой встречи!