Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Разделы: Работа с дошкольниками


"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев".
В.А. Сухомлинский

Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Одной из причин нарушения речи является плохое развитие мелкой моторики.

На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе.

Учитывая важность проблемы, решила проводить более углубленную работу по развитию мелкой моторики.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематичная работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраст с нарушением речи способствует, коррекции речевой деятельности, а так же к развитию интеллектуальных способностей и подготовки детей к школьному обучению.

Поставила следующие цели и задачи:

Цель: разработать систему работы по формированию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи:

формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук.

совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей.

Принципы:

  • Эффективность обучения будет существенно повышена, если коррекция недостатков речи будет проводиться параллельно с развитием сенсомоторных навыков при взаимодействии всех специалистов детского сада.
  • Работа по формированию ручной умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в разных направлениях. Развитие ручной умелости может осуществляться на разных занятиях: рисовании, лепке, конструировании, физкультурном, музыкальном, а также вне занятий в свободной деятельности.
  • Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет наибольший эффект от упражнений.

Для решения поставленных задач разработала перспективный план по сенсомоторному развитию детей 4-5 лет с ОНР II уровня Приложение 1.

Для развития сенсомоторной сферы детей в кабинете специально организована зона, которая оснащена играми и пособиями.

 

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Задания должны разнообразными и приносить ребенку радость:

  • Запускать пальцами волчки.
  • Игры с палочками и цветными спичками.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
  • Завязывать узлы на веревке, шнурке.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.
  • Резать ножницами.
  • Использование массажеров.
  • Рисование в воздухе.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку, резиновые игрушки.
  • Работа с трафаретами.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.
  • Перекладывание мелких предметов с места на место (выкладывание схем).
  • Написание букв по трафарету.
  • Пальчиковый алфавит.
  • Пальчиковый театр.
  • Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  • Сжимание - разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.
  • Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • Круговые движения кистями.
  • Отведение - приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Держать и передавать между пальцами теннисный шарик, пуговицу и т.д.

Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Подбираем упражнения, которые выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.
  3. Составление предметных разрезных картинок, пазлов.
  4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
  5. Обведение контуров предметных изображений.
  6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  7. Вырезывание цветных полосок, фигурок.
  8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  9. Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.
  10. Разнообразные игры М. Монтессори.
  11. Работа с мозаикой, различными видами конструкторов.
  12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ладонь - ребро.
  14. Поочередная смена положений рук: левая рука - кулак, правая - ладонь; затем наоборот.

Таким образом, эффективность логопедического обучения по коррекции недостатков речи значительно повысилось при параллельном развитии сенсомоторных навыков: у детей улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, они овладели навыками общения, а также улучшилась работа мышц рук, что способствует подготовки руки ребенка к письму и дальнейшему школьному обучению.