Задачи на увеличение числа на несколько единиц

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Игра органически сочетается с серьезным, напряженным трудом, способствует интенсификации умственной работы. При использовании игр я руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес ребят, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь малышам освоить социальные роли. В ходе игры ребята получают более глубокие представления о современной структуре социума, игра вызывает понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей. В игре ребята охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Дети любят играть. Я стараюсь на каждом уроке применять игру. Я считаю, что учение – дело серьезное, труд, поэтому в школе должно иметь место развлечение. Я понимаю, какое большое значение имеет игра в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда все больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска».

Ребята уже готовы играть по законам сказки, потому что мир ее и мир детских фантазий имеют много общего: одушевление, очеловечивание окружающих предметов и явлений, наделение обычных существ и явлений необыкновенными свойствами. Слушая сказку, играя в них и сочиняя сказки самостоятельно, ребята «проживают» очередную ступень своего развития. Сказка – незаменимый источник и стимул детского творчества. Поэтому на моих уроках сказка является важным компонентом педагогического процесса. Сказка помогает:

  • эмоционально подготовить ребят к восприятию материала повышенной сложности, настроить на творческую работу;
  • в игровой форме познакомить с новым материалом;
  • пофантазировать, поразмышлять, активизировать интерес, тем самым стимулируя творчество.

Если на уроке ограничиваться только текстом учебника, не использовать дополнительный наглядный материал, игры, дети начинают скучать, отвлекаться. Естественно, материал не усваивается совсем. Чтобы этого не происходило, следует чаще использовать игры, в которых заложена огромная информация различных знаний, которые ребята получают свободно, в форме игры.

Игра стимулирует развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогает выявлять способности обучающихся.

Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.

Творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, я пробуждаю у ребят интерес, воображение, добиваясь активного выполнения действий.

В ходе игры привлекаю внимание детей к ее содержанию. Поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения ребят, приучаю оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Моя задача заключается в том, чтобы научить ребят играть на уроке активно, самостоятельно и с удовольствием находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е.дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.

Игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Итак, ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра. Я считаю, что особенно в первые дни обучения, игра должна оставаться одним из главных видов деятельности, что может обеспечить безболезненную адаптацию ребенка к новым условиям школьной жизни и дальнейшее поступательное развитие его личности.

Не зря Ш.А.Амонашвили говорит: «Игра не есть способ извержения излишней энергии, а есть основная генеральная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребенка включаться в разные виды игр».

Сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение требований школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Игры стимулируют в первую очередь наглядно-образное мышление, а затем и словесно-логическое. Значительные сдвиги происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и отношения. С помощью игры я приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, а определение возможностей и эффективность реализации задач зависят от мастерства взрослого, от умения прийти на помощь, установить отношения сотрудничества с детьми. Если взрослый направит свои усилия на формирование у детей познавательных интересов, то им будет легче овладеть мыслительными операциями.

Игра заняла ведущее место в процессе обучения в последние годы. Необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе и к школе вообще, не повторять, что учеба – это его священная обязанность. Лучше показать ее увлекательные моменты и постепенно убеждать в ее жизненной необходимости.

Важнейшая моя задача – суметь мобилизовать все силы ребенка на учебу; научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи, - игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей, научит малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. Именно игровые моменты позволяют мне переключить внимание ребят с учебного материала на практическую деятельность. Материал легче усваивается малышами, если он излагается на основе сформированных положительных мотивов у ребят. Чем больше желания у детей участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал. В процессе интересных игровых действий средствами наглядности формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при непосредственно прямом обучении.

Урок у первоклассников немыслим без игры, без красочного наглядного оформления, особенно в первой половине года. Я стремлюсь объединить все этапы урока, иногда все 4 урока, одной темой, одной сюжетной игрой, Успешно использую сказки, где участниками приключений становятся сами ученики. В игровых моментах дети лучше запоминают новый материал, меньше устают и с интересом работают. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок,- это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и с тетрадью (прописью). Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости. Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Самое главное – уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока, т.к. ее главная цель – помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным. Готовясь к занятиям, я продумываю каждый игровой момент, его цель и время включения в урок. Важнейшим условием игры, снимающим принудительный характер обучения, является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуются учебные и игровые задачи. Поэтому занимательный зачин игры « к нам на урок пришли друзья…», должен получить дальнейшее развитие в действиях учащихся на протяжении всего урока. Гости – не пассивные присутствующие на уроке, они – активные участники всего происходящего. Если этого не будет, погаснут огоньки ожидания в ребячьих глазах, игра не состоялась, наступило разочарование, утомление, рассеялось внимание. Игра – это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре ребенок смотрит на себя как бы со стороны – как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле. На уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению, не чередуется с ним; игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса. Именно в игре дети способны осознанно посеять серьезные вещи. Играя, они учатся считать, писать. Читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, а всё это в конечном результате – труд. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно. У меня сейчас обучаются первоклассники. Я обучаю их по УМК «Школа России».

Уже сейчас между мною и моими учениками царит атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия. На каждом уроке стараюсь создать непринужденную обстановку, настроить детей на урок, дать им почувствовать себя его хозяевами, посоветоваться, каким получился урок, что им понравилось, какими они хотят видеть последующие уроки. В работе с малышами очень важен выбор методов обучения. Но главным методом на уроке все же должна быть игра как ведущая деятельность детей этого возраста. Прошло всего четыре месяца, ребята читают, учатся красиво писать, а главное – ребятки хорошо усвоили обще-учебные умения и навыки: они умеют слушать и слышать меня. На уроках все активны, стремятся выполнить задания, сотрудничают со мной, рассуждают. Эти успехи достигнуты моим ежедневным, кропотливым трудом. Я не оставляю ребят и во второй половине дня.

Цели:

  1. Ознакомить с новым видом задач.
  2. Формировать вычислительные навыки.
  3. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, рассуждать.
  4. Повторить состав числа.

Оборудование: разрезные цифры, счётный материал, наглядный материал (ёлочки, новогодние игрушки, картинки Деда Мороза, Снегурочки, учебники 2 часть, прописи, цветные карандаши, игрушка Буратино, доска)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Новый учебник в ваших руках,
Познакомимся с ним, ребята!
А мы узнаем сейчас,
Кто самый в классе внимательный.

(знакомимся с новым учебником, рассматриваем 2 часть)

- Чем похож данный учебник на учебник, по которому мы учились в первом полугодии? (у них одинаковая форма, те же авторы, одинаково расположено слово «Математика», одинаковые использованы цвета, одинаковые эмблемы в нижнем правом углу и внизу).

- А чем же они различаются? (рисунками: на правой части был нарисован медведь, а на этом учебнике нарисован клоун с собачками, карточки с цифрами разных размеров и сами цифры меньших размеров).

- Как вы думаете, почему художники изменили рисунок? (чтобы было интересней, мы стали умнее…)

- Что вы можете сказать о клоуне и его помощниках? (они улыбаются, рады встрече с нами).

- Конечно, клоун и собачки уверены, что вы самые умные дети и справитесь со всеми заданиями учебника.

2. Сообщение темы и целей урока.

Мы будем сегодня задачи решать.
Состав изученных чисел повторять,
Примеры сложения, вычитания закреплять.

3. Устный счёт.

- В классе бурно кипит работа. А можем ли мы с вами обойтись без устного счёта? - - Прямо сейчас мы отправляемся на прогулку в зимний лес, но лес не простой, а сказочный, математический.

- Ребята, какой весёлый праздник принесла нам зима?

(Новый год, встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой)

- Что является символом Нового года? (ёлка)

- Предлагаю ёлку украсить бусами и шарами.

- Откроем учебник на 3 странице. Какие карточки закрылись от нас? Положите на ёлочку карточки из счётного материала, чтобы на ёлочке гирлянды зажглись.

- Проверим, как вы украсили ваши ёлочки? (читают свои решения)

- Каким кусочком нам следует продолжить бусы? (с.4)

- Самостоятельно из геометрических фигур своего счётного материала вы придумаете, составите свои бусы.

- На ёлочке должно быть много украшений, игрушек. Вот шары – здесь написаны примеры, вы должны решить их, шарик с правильным ответом мы повесим на ёлочку.

-Наша ёлочка очень нарядная и красивая. А почему? (много на ней игрушек)

- Чего не хватает на ёлочке? (звезды)

-Дома вы нарисуете свою сказочную ёлочку и украсите её бусами, шарами, звёздами, серпантином, дождём, огнями.

- Кто будет рядом с ёлочкой? (Дед Мороз и Снегурочка)

- А завтра мы проведём конкурс рисунков и выберем самую сказочную ёлочку.

- Ребята, попробуйте угадать, а кто с нами отправится в путешествие?

Мальчик в гости пришёл. Хочет учиться вместе с вами .

Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? (Буратино)

- Теперь мы вместе с нашим другом отправляемся на прогулку в зимний лес.

- Итак, все готовы? Тогда на лыжи! И в путь!

(музыка)

- А дорожка далека! А дорожка нелегка!

(На доске нарисована дорожка с тремя развилками, на конце дорог спрятаны подарки – ёлочные игрушки)

- Запутала нас дорожка, но мы нашли подарки.

 

-А вот и лес – полный сказок и чудес. Ребята, посмотрите, какие грустные ёлочки стоят?! Давайте попробуем нарядить их. Развесим бусы из вашего счётного материала, которые вы уже смастерили.

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

- Попробуем угадать – кто же напугал наших друзей?

  

- Теперь мы знаем, кто напугал лесных красавиц, но мы можем спасти их, если решим задания Кощея.

А) Откроем учебник на странице 6.

- Чем похожи эти рисунки?

- Чем отличаются?

- Как сделать их одинаковыми?

- Что можно сказать о количестве фигур на рисунках?

- Как сказать по-другому?

Б) Теперь отгадаем ребусы: с3жи, ви3на, по2л.

В) Вот домик Кощея, надо переложить 2 палочки, чтобы он повернулся к нам передом.

Г) вот магический квадрат – ключ к замку. Мы откроем дверь, если правильно поставим числа в окошечки:

Все препятствия мы преодолели, добрались до дома Дедушки Мороза. Сейчас поднимемся по ступенькам:

- Вот мы добрались до Деда Мороза. Он предлагает нам с дороги отдохнуть и с ним повеселиться, потанцуем танец «Буги-вуги».

(музыка)

4. Повторение пройденного.

- Ребята, расскажите Дедушке, что натворил Кощей. Мы спасли ёлочки, но ты, Дедушка осыпь из серебром, чтобы они стали ещё наряднее, ещё красивее.

- Ребята, Мороз предлагает нам поиграть. Он даст нам трудные задачки, но мы должны решить их:

- Дед Мороз принёс Маше 3 подарка, а Саше столько же. Сколько подарков принёс Дед ребятам?

(полный разбор задачи и работа со счётным материалом)

- Дед Мороз положил под ёлочку 2 подарка, а мама с папой столько же. Сколько всего подарков было под ёлочкой на Новый год?

- На доске записаны примеры, но никто не может дать правильный ответ. Поиграем в игру «Молчанка»

- Повторим состав чисел, название компонентов при сложении.

2+6=? 1+8=?

?-2=4 4?3=7

9?3=6 7-?=5

5. Работа над новой темой.

- Практическая работа со счётным материалом.

Положите в один ряд 5 кружочков, во второй ряд – столько же квадратиков.

Что надо сделать, чтобы квадратиков стало на 2 больше, чем кружочков?

Сколько квадратиков мы положили?

Сколько ещё добавили?

Что можно сказать о квадратиках?

А что сделали потом?

Как ещё мы сможем сказать о количестве квадратиков?

Вы просто молодцы, ребята!

- Работаем по учебнику.

№1, страниц 6 ( полный разбор картинок)

№2, страница 6 (полный разбор задач)

№3, страница 6

- Сделаем вывод: что значит на ? больше? ( это столько же и ещё ?)

- Эта карточка будет вам помогать при решении задач

на ? больше (+)

6. Работа в тетради на печатной основе с.4 (прописи).

- Буратино предлагает написать письмо всем жителям леса, поздравить всех с праздником. Но прежде поработаем волшебным карандашом. Раскрасим 2 треугольника и 5 кружочков. Почему раскрасили 5 кружочков?

- Ребята, однажды Дед Мороз набрал на компьютере поздравления, но вдруг в компьютере появился злой Вирус. Он был очень злым и вредным, испортил всю работу Деда Мороза. Исчезли некоторые знаки. Попробуйте их восстановить, поставим – или +, чтобы записи стали верными (работают самостоятельно).

7. Итог урока.

- Ребята, Дедушка и вам написал письмо. Он благодарит всех за работу маленькими призами и письмом. Я сейчас его зачитаю (читаю письмо).