Обобщающий урок по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:
  • Образовательная: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем; проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.
  • Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, памяти, внимания, мышления, речи.
  • Воспитательная: формирование коммуникативных умений.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что мы узнали о деепричастии, деепричастном обороте, о постановке знаков препинания

II. Синтаксическая пятиминутка

(Один ученик у доски, остальные работаем в тетрадях.)

– Запишите предложение, разберите его по членам предложения.

Девочка ползла по болоту, не поднимая головы. (М.Пришвин)

Вопросы для беседы

  1. Чем осложнено это простое предложение?
  2. Какие знаки препинания вы поставили? Объясните их постановку.
  3. Устно произведите морфологический разбор деепричастия.

III. Проверка усвоения темы

Проводим цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру “1” , если нет-“0”.Ответы записываем в виде трехзначных чисел.

Я утверждаю, что:

  1. Деепричастие – неизменяемая часть речи
  2. Только тогда, когда деепричастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми.
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
  4. Не с деепричастиями всегда пишется раздельно
  5. Деепричастия несовершенного вида образуются от основ начальной формы глагола путем прибавления суффиксов -в, -вши, -ши-
  6. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос: что сделав?
  7. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении является обстоятельством
  8. Суффиксы -а-(я) характерны для деепричастий несовершенного вида 9. Деепричастие –это часть речи , которая имеет признаки глагола и прилагательного

Давайте сверим свои результаты с правильными ответами, записанными на доске

Итог: 101 001 110

IV. Работа с текстом

Приложение 1

Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены.

  • Лось обдирая осинку с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку как на всякую ползающую тварь.
  • И ничего не видя кроме своей клюквы ползет она и ползет к большому черному пню. Лось ее и за человека не считает.
  • Девочка ползла по болоту не поднимая вверх головы. И так она приползла к горелому пню… (М.Пришвин)

а) Вопросы по тексту:

– Из какого произведения этот отрывок?
– Каков стиль речи этого отрывка?
– Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Лось глядит, она ползет, лось не считает, девочка ползла, она приползла)
– С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами? (В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – Дописывать, дорисовывать основное действие)

б) Выпишите из текста деепричастия, определите их вид (два человека у доски) (Обдирая, не видя, не поднимая)

в) От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов они образованы? (От основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -а-, -я-)

г) Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (Объясняем по предложению – по цепочке)

д) Что называется деепричастием, есть ли они в тексте, каким членом предложения является деепричастный оборот? (Ответы учеников.)

V. Практическая работа (раздаточный материал)

1. Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями, которые мы сейчас будем выполнять. Внимательно прочитайте.

2. Выполните задание первое (Приложение 2)

а) Выглянув из-за дерева, я увидел тигра.
б) Я не шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.
в) Человек шел, ничего не замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе.
г) Сделав нужные распоряжения, мы взяли ружье и пошли на разведку.

– Назовите глаголы-сказуемые, которые вы нашли в предложениях
– Какую роль они выполняют в предложениях? (обозначают основное действие)
– Назовите деепричастия, которые вы нашли. Какую роль они выполняют в предложениях? (обозначают добавочное действие)

3. Молодцы! А сейчас выполняем задание №2 (вставить пропущенные буквы (Приложение 2)

Постро..в дом, увид..в корабль, посмотр..в вверх, возненавид..в людей.обид..вшись на друга, почу..в добычу ,услыш..в разговор, громко зала..в, уничтож..в следы.

Какое правило вы применили для выполнения этого задания?

4. Задание №3. Запишите, раскрывая скобки (Приложение 2)

(Не)вытащив невода, рыбою(не)хвались.(Не)давши слова, крепись, а давши держись.(Не)зная броду, (не)суйся в воду.(Не)покоря (ни)чего (не)купишь, а (не)похваля, (ни)чего (не)продашь.(Не)положа (не)ищут. (Не)учась и лаптя (не)сплетешь.(Не)срубить дуба, (не)отдув губы.(Не)терши, (не)мявши, (не)будет калач.(Не)убив медведя, (не)сули кожи. (Пословицы)

5. Вспомните, как образуются деепричастия. Выполним задание №4 (Приложение 2)

– Образуйте от данных глаголов деепричастия, обозначьте их морфемный состав.

1. Заплакать, выбраться, улыбаться, набирать.
2. Заметить, приблизиться, волноваться, сгибать.

6. Задание №5.Преобразуйте предложения, заменив в них причастия деепричастиями (Приложение 2)

  • Весело щебетавшие птицы уселись на раскидистой вишне.
  • Вернувшиеся туристы рассказали нам много интересного.
  • Переждавшие грозу путники покинули гостеприимных хозяев.

VI. Проверочная работа (тест)

Все молодцы! А сейчас небольшая тестовая работа по вариантам (Приложение 3)

Вариант-1

1. В каком случае надо писать не слитно?

а) (Не)построив
б) (не)рассчитывая
в) (не)навидел
г) (не)освещая

2. В каких случаях надо писать и ?

а ) увид..в
б ) зате..вши
в ) посе..в
г) замет..в

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

Я не понимал, что все это значит и стоя на одном месте бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

Вариант 2

1. В каком случае не следует писать раздельно?

а) (Не)доумевая
б ) (не)взирая на лица
в) (не)задумываясь
г ) (не)навидя

2. В каких случаях надо писать е?

а) услыш..в
б) постро..вшись
в) посе..в
г ) обид..вшись

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником и не останавливаясь направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

VII. Рефлексия

Какие правила мы сегодня вспомнили на уроке? (Учащиеся отвечают.)

– Что такое деепричастие
– Как образуются деепричастия
– Какую роль они выполняют в предложениях
– Каким членом предложения являются
– Как пишутся с -не-
– Виды деепричастий

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание