УМК "Гармония". Урок русского языка "И у слов-помощников есть названия"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания об изученных частях речи.
  2. Познакомить учащихся с названиями для слов — помощников,
  3. Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
  4. Показать работу «служебных» частей речи.

Развивающие:

  1. Развивать мысленные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  2. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  1. Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь — задачник «К тайнам нашего языка»,автор:М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
  2. Мультимедийный проектор и экран.
  3. Компьютер.
  4. Презентация темы.
  5. Схемы — опоры.
  6. Карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

Учитель проверяет посадку детей. Дети подписывают в тетрадях число.

II. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверяем выполнение домашнего задания (упр.№128).

Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй — грамматического задания.

  1. Чистописание.

Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.

  1. Повторение.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать тему «Части речи». Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - (2 слайд).

Учитель: Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий).

Учитель: Назовите научные названия этих терминов?

(Слова названия предметов — это имена существительные;
названия признаков — это имена прилагательные;
названия количества — это имена числительные;
названия действий — это глагол).

(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).

Учитель: Назовите научное слово — указатели.

(Местоимения).

Учитель: Послушай стихотворение. Услышите местоимения — хлопайте в ладоши.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они -

Все слова отличные, важные и личные.

Это без сомнения все — местоимения.

Хором: Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.

Учитель: Можете научными словами назвать слова — помощники? (Нет.)

III. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.

Сегодня на уроке будем изучать слова — помощники. - (3 слайд).

Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)

- Как слова — помощники назвали ученые?

- Для чего они служат?

- Как пишутся слова — помощники?

IV. Работа по теме урока.

1. Предлоги.

1) Задание: вставить нужные предлоги:

(стихотворение написано на доске):

Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.

Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?

Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу

1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова — помощники В, НА, ПОД, ЗА.

(Ученик у доски выполняет задание).

Учитель: Как эти слова — помощники называются научно? (Предлоги).

(5 слайд). Дети читают текст стихотворения.

Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

2) Обобщение.

Предлоги — это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).

Предлог — это «калька» с греческого языка и буквально означает «перед словом».

Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.

3) Первичное закрепление.

Выполнение задания в тетради — задачнике, упр. №133.

Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?

Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?

Антон неправильно выбрал предлоги.

Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.

Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.

(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд)).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.

(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).

2. Союзы.

1) Работа в группе.

Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).

Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Когда так говорят?

Какое слово — помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.

Какую пословицу составили ребята второй группы?

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Чему она учит?

Какое слово — помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.

Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.

Работа сердце веселит и радует.

Когда так говорят?

Какое слово — помощник соединило части этого предложения? – И.

Учитель: Такие слова — помощники ученые назвали «Союзы».

Как вы думаете, для чего они служат?

Они связывают части предложений.

2) Обобщение.

Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.

3) Первичное закрепление.

Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Частица.

1) Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.

  • Девочек___дергайте за косички!
  • На переменах___деритесь!
  • На уроках ____разговаривайте с соседом!

Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово — помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.

Вставит слово — помощник НЕ.

Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово — помощник в предложения?

Отрицательное значение.

2) Обобщение.

Учитель: Ученые назвали это слово — помощник «Частица». (7 слайд).

Частица — это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль — вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.

3) Первичное закрепление.

 Выполнение упражнения №134 в тетради — задачнике.

- Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?

Хочу дружить, дружу.

- Какой частью речи являются эти слова?

Глаголы.

- Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?

Отдельно.

4) Вывод.

Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов — помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 43 — 44.

(Работа с правилами).

V. Обобщение и подведение итогов.

1) Обобщение. (8 слайд)

Учитель: Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.
  • С какими частями речи мы познакомились на уроке?
  • Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.

2) Домашнее задание.

Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Узнали ли вы новое на уроке?
  • Кто пополнил свои знания о частях речи.
  • Спасибо всем за работу!