Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения по ознакомлению с окружающим миром и социально-бытовой ориентировке "В нашем детском саду" (средняя группа)

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Оборудование: аудиозапись журчания ручья, магнитофон, костюм Почтальона Печкина, посылка, игрушки: грузовик, юла, пирамидка, колобок; пирамидки и волчки на каждого ребенка, музыкальная шкатулка, указка для зрительной гимнастики, видеозапись мультфильма «Беги, ручеек», телевизор, DWD магнитофон.

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей о предметном мире.
  2. Формировать умение выделять части предмета, их цвет, форму, величину, назначение.
  3. Развивать полисенсорную ориентировку в окружающем мире.
  4. Активизировать речевую активность детей.
  5. Развивать мелкую моторику через практическую деятельность.
  6. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

1. Организационный момент (проводит тифлопедагог)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня праздник – именины нашей группы. Посмотрите, как вы за лето выросли, повзрослели. Сколько тебе, Ксюша, теперь лет? А тебе, Андрей? Наша группа теперь не младшая, а средняя.

- У каждого из вас есть имя, и у нашей группы тоже. Как называется наша группа? (ручеек) Что может делать ручеек? (бежать, журчать)

  • Предлагаю детям закрыть глаза и послушать журчание ручейка (включается аудиозапись)

2. Посылка (проводит тифлопедагог)

- На именины всем что дарят? (подарки)

  • Раздается стук в дверь, в группу входит Почтальон Печкин с посылкой

- Здравствуйте, ребята. Это средняя группа № 7 «Ручеек»? Тогда эта посылка для вас. Это подарок на именины вашей группы. (Дети благодарят Печкина)

Приглашаю детей на стульчики

- Ребята, а вы хотите узнать, что за подарки в посылке? (Пробую открыть, коробка не открывается)

- Посмотрите, здесь какая-то записка. Тут написано, что откроется она только тогда, когда мы отгадаем загадки, которые здесь написаны. Ребята, вы поможете мне отгадать загадки.

На дыбы поставил кузов
И избавился от груза. (грузовик)

(Звучит мелодия, открываю коробку)

- Какой красивый грузовик. Что есть у грузовика? (кабина, кузов, колеса) Какого цвета кабина, кузов, колеса? Для чего нужны колеса, кузов, кабина?

- Посмотрите, в кузове лежит какой-то мешочек. Хотите узнать, что в нем?

- Я предлагаю не заглядывать в него, а определить на ощупь, что же лежит в мешочке.

  • Игра «Определи на ощупь»

За ширмочкой кладу в «волшебную сумочку» по одному предмету из мешочка. Дети по очереди определяют, что в ней лежит.

- Будем дальше отгадывать загадки?

Она и пляшет, и поет,
И гудит, как самолет;
Она бежит бегом
И жужжит жуком. (юла)

(Звучит мелодия, открываю коробку)

Достаю юлу, раскручиваю ее. Предлагаю детям изобразить, как гудит юла. (В это время воспитатель раскладывает на столе волчки)

Подходит воспитатель

- Как быстро крутится юла. А я приготовила для вас волчки и хочу посмотреть, как вы сумеете их раскрутить. Покажете? (Воспитатель приглашает детей за столы)

- Молодцы, как все старались, как быстро крутились ваши волчки. А теперь давайте отдохнем.

  • Физминутка (проводит воспитатель)

1, 2, 3, 4, 5 – (шагаем на месте)
Начинаем мы играть.
Кукла – куколка, бай – бай, (укачиваем воображаемую куклу)
Поскорее засыпай.
Флажок за палочку возьму, (помахать перед грудью, затем поднять вверх)
Им помашу и подниму.
Скачет мячик, как живой – (отбиваем об пол воображаемый мяч)
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем – (ставим по очереди кулаки друг на друга)
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины – (крутим воображаемый руль, звукоподражание)
Зашуршали шины.

  • Зрительная гимнастика «Котенок и мяч» (проводит тифлопедагог)

- Посмотрите, какой красивый полосатый котенок. (На конце указки – изображение котенка с мячом) Я расскажу про него стихотворение, а вы внимательно следите за ним глазками.

Вот котенок в мяч играет,
Вперед – назад его катает.
Вверх пытается бросать,
А потом его поймать.
Бегает за ним по кругу –
Стал ему мяч веселым другом.

Дети возвращаются на свои места.

- Послушайте следующую загадку:

Из колечек собираюсь,
Отгадай, как называюсь. (пирамидка)

(Звучит мелодия, открываю коробку)

- Какая красивая разноцветная пирамидка. Давайте назовем цвет колечек. Внизу какое по размеру кольцо?(самое большое) А наверху? А вы умеете правильно собирать пирамидку?

  • Игра «Собери пирамидку» (проводит воспитатель)

Воспитатель приглашает детей за столы.

- Посмотрите, какие замечательные пирамидки. Посмотрите на них внимательно, запомните, как расположены колечки. Запомнили? А теперь разберите пирамидки. Соберите пирамидки так же, как они были собраны.

(Когда задание выполнено, незаметно нажимаю на Колобка. Из коробки раздается смех)

- Кто это там так весело смеется? (достаю из посылки Колобка) Вы узнали, кто это? Потрогайте Колобка. Какой он на ощупь? (мягкий) Посмотрите на Колобка, как вы думаете, какое у него настроение? Как вы догадались? (по лицу – он улыбается)

- Давайте тоже улыбнемся друг другу. Когда люди улыбаются. Настроение сразу становится лучше.

3. Итог занятия

- Ребята, понравились вам подаренные игрушки. Теперь они будут жить в нашей группе. А чтобы игрушки жили у нас долго – долго, как с ними нужно обращаться? Давайте для каждой из них найдем свое место.

- Где будет стоять грузовик? (ставим ее в гараж) Пирамидка? Юла? (на полочке в шкафу)

  • Просмотр отрывка из мультфильма «Беги, ручеек»

- Наша группа называется «Ручеек», а Колобок не знает, что это такое. Давайте вместе с Колобком посмотрим небольшой отрывок из мультфильма «Беги, ручеек»

- Ребята, а в посылке еще что-то осталось. Посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Давайте по запаху попробуем определить, что в нем находится (приоткрываю слегка мешочек, дети определяют, что там мандарины). Предлагаем детям взять из мешочка по мандаринке. Какие же именины без угощения.