Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся

Разделы: МХК и ИЗО


План

Введение.

1. Специалисты о методе изотерапии и его влиянии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

1.1.Особенности эмоциональной сферы учащихся, её нарушения.

1.2. Особенности и эффективность метода изотерапии.

2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы учащихся с помощью метода изотерапии.

2.1. Уровень эмоциональной сферы учащихся.

3.1. Методики изотерапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся.

4. Этапы эксперимента.

Заключение.

Список литературы

Приложение.

Введение

Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены дети и подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. Поэтому данная экспериментальная работа на сегодня очень актуальна для нашей школы.

Идея создания опытно-экспериментальной работы по теме “ Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся” возникла из того, что многие дети в нашей школе подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. В 2007 году возникла такая проблема в одном из классов нашей школы. При классно обобщающем контроле выяснилось, что у детей, пришедших в 5 класс, сильно нарушена эмоциональная сфера. В классе возникали постоянные драки, ссоры, ругань. Дети агрессии настроены друг против друга. Мальчики обзывали и дразнили девочек. Одна девочка постоянно вступала в конфликты с мальчиками, это перерастало в драки. Психика у детей явно была нарушена. По данным, которые прочитала на консилиуме социальный педагог, у многих детей были проблемы со здоровьем. Классному руководителю и психологу школы сложно было исправить эти недостатки. И я, как учитель изобразительного искусства и олигофренопедагог решила им помочь справиться с проблемами в нарушении эмоциональной сферы с помощью метода изотерапии. Ведь, как известно изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.

Цель данной экспериментальной работы.

  1. Получить новые знания о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей;
  2. Разработать и апробировать техники изотерапии в школе на уроках изобразительного искусства и кружке “ Акварелька”;
  3. Выявить организационно-методические, организационно-педагогические и организационно-психологические условия достижения положительного результата;

Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.

  1. На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния изотерапии на эмоциональную сферу учащихся, специфику организации изотерапии.
  2. Выявить уровень эмоционального состояния учащихся до применения изотерапии и после.
  3. Сравнить результаты.
  4. Реализовать средства и методы изотерапевтической работы по коррекции эмоциональной сферы в полном объёме на уроках изобразительного искусства и кружке “ Акварелька”.
  5. Оценить эффективность проделанной работы.

В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы изотерапии, положительно влияющие на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

Предмет экспериментальной работы – эмоциональная сфера учащихся.

Методы экспериментальной деятельности.

  1. Анализ теоретических источников.
  2. Психолого-педагогический эксперимент.
  3. Анализ полученных результатов.

В качестве гипотезы экспериментальной работы взято предположение о том, что если правильно организовать изотерапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность, но так же совершенствуется эмоциональная сфера, а именно:

- воспитывается умение видеть, чувствовать, понимать прекрасное;

- развивается творческая активность, умение мыслить смело, свободно, ребёнок становится пытливым, эмоционально отзывчивым, наблюдательным;

- ребёнок учиться ориентироваться в духовных ценностях общества;

- даётся радость общения с товарищами, формируется умение сопереживать, кроме того происходит совершенствование двигательно-моторной сферы;

Диагностический инструментарий.

  • Рисуночный тест “ Несуществующее животное”.
  • Педагогические разработки занятий и уроков.
  • Видеозаписи занятий.

Срок проведения эксперимента: 2008-2011 год.

База эксперимента: учащиеся 5 (6, 7) классов.

Этапы эксперимента.

  1. Констатирующий этап. Задача: выявить нарушения в эмоциональной сфере у учащихся.
  2. Формирующий этап. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, изучается влияние изотерапии на эмоциональную сферу.
  3. Контрольный этап. Уточнить результаты проведённой работы.

Прогноз.

Положительные результаты: улучшение состояния психического здоровья.

Негативные тенденции: материальное обеспечение, ограничение времени занятий, компенсация негативных последствий за счёт школы, родителей, собственные затраты.

Критерии ожидаемых результатов: рисуночный тест.

Форма представления результатов: мастер класс для классных руководителей.

Экспериментальная работа “Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся” состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, идея создания эксперимента, определены цели и задачи, объект, предмет, гипотеза, сформулирована практическая значимость, методы, диагностический инструментарий. Так же освещены сроки, этапы проведения эксперимента, база, форма представления результатов, прогнозы.

В первой главе освещены аспекты проблемы, определены её направления, с точки зрения специалистов, проанализированы работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Обзор литературы по проблеме. Во второй главе содержится описание экспериментальной работы, анализ результатов, содержание изотерапевтической работы.

В заключении представлены выводы по проделанной работе. Список литературы содержит наименование источников, задействованных при работе над экспериментом.

1. Специалисты о методе изотерапи и его влиянии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

1.1 Особенности эмоциональной сферы учащихся, её нарушения.

В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребности и мотивов деятельности.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.

Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации( эмоциональное тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Настроение – эмоциональное “ хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течении длительного времени.

Чувства – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Конкретная отнесённость чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Страсть – сильно выраженная увлечённость человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами. Страсти в отличии от аффектов,- более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную готовую оценку.

И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека, это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывает неожиданной напряженной обстановкой.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью, положительной или отрицательной. Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определятся ожидание и предсказание неудачи при совершенствовании действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Как считает, П.В. Симонов эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Мужественный французский врач Ален Бомбар, взявший на себя труд разобраться в причинах гибели терпящих бедствие в открытом море и доказавший личным примером, что можно переплыть океан в резиновой лодке, пришёл к выводу, что главной причиной гибели людей в море является чувство страха, ужаса перед стихией. Он писал: “ Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!”

По данным В.К. Вилюнаса, эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… предметом любви, ненависти становиться всё, что познаётся субъектом, как причина удовольствия – неудовольствия. Согласно теории У.Джеймса, К Ланге, определённые физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций.

Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения.

1.2 Особенности и эффективность метода изотерапии.

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации, терапия искусством представлена 4 модальностями: арттерапией, драматерапией, танцевально-двигателной терапией, музыкальной терапией.

В системе различных направлений терапии искусством арттерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством.

Слово “ арттерапия” впервые стало использоваться в 1940 гг. в Англии, для обозначения разных форм клинической практики.

Арттерапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью.

Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим. Это определяет практическую значимость и актуальность опытно-экспериментальной работы “ Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся” так, как человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельность.

Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изотерапией , как пассивные так и активные , помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.

Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства известно со времён Древней Греции. Под понятием “ катарсис” древнегреческие философы подразумевали психологическое очищение, которое обычно испытывает человек после общения с искусством. Функция катарсиса состоит в разрядке чувств.

Изотерапия используется как средство общения учителя с учащимися на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался изотерапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение: мы переживаем сновидения по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И от части затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами.

Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М.Намбург, Э.Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.

Согласно М.Намбург, в результате художественных занятий постепенно преодолеваются сомнения в своей способности свободно выражать страхи, потребности, фантазии в рисунках. Э.Крамер акцентирует другие факторы воздействия изотерапии. Основным в достижении положительных эффектов изотерапии она считает неограниченные возможности самого процесса художественного творчества, дающего возможность выражать и повторно переживать внутренние конфликты: “ В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь, осознаются и, в конечном счёте, разрешаются”.

Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями жизнедеятельности. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной, групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации детьми;

- пробуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности;

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия, как указывает в своей работе О.А. Кабанова, рассматривается в первую очередь, как проекция личности ребёнка, как символическое выражение его отношения к миру.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О.А. Карабанова определяет три принципиальных отличия от учебных уроков рисования.

Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия- это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования – овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребёнка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребёнком системой образовательных средств.

Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании.

На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребёнку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребёнком. В изотерапии учитель помогает детям осознать и разрешить проблему, внешне выразить её в рисунке, лепке и определить выход их проблемы.

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
  8. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства в работе с психокоррекционными группами даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

Спонтанное рисование и лепка.

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер. Практически все специалисты по изотерапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка учащихся не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. При проведении изотерапии важен творческий акт как таковой, а так же особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают целительной силой. Роль фантазии в творческих процессах описана Юнгом так: “ не только художник, но и каждый, кто наделён творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра – занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовместимы с серьёзным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазии никакая творческая работа не может быть, ни начата, ни проделана”.

При описании творческой деятельности, в процессе которой субъект наблюдает за развитием своих фантазий, не пытаясь сознательно воздействовать на них, Юнг использовал термин “ активное воображение”. Хорошим примером применения спонтанного фантазирования в изотерапии может служить методика, основанная на рисовании каракулей, когда пациент без какого-либо предварительного замысла рисует линию, не отрывая карандаш от бумаги. Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, пациент спонтанно выражает свои текущие переживания. Когда члены психотерапевтической группы заняты рисованием каракулей, из глубины души каждого всплывает неосознанное. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, которые явились им из подсознания. Такие приёмы аналогичны методам, которые и сам Юнг применял для того, чтобы развивать “ активное воображение” своих пациентов ( Юнг предлагал им в своём воображении завершать “ недосмотренные” сны.

Для педагогов использующих изотерапию, сублимация является основным понятием, поскольку искусство может одновременно и преобразовывать такие чувства, как гнев, боль, тревога,страх, подавленность, и помочь их выразить. Исторически сложилось так, что искусство помогало людям не только выражать конфликты, возникающие на почве столкновения инстинктивных импульсов с социальными ограничениями, но и разрешать эти конфликты.

2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы учащихся с помощью метода изотерапии.

2.1 Уровень эмоциональной сферы учащихся.

Практическая часть экспериментальной работы проводилась на базе 5 класса Староцурухайтуйской средней школы. А дальнейшем эксперимент будет продолжаться, когда дети перейдут в 6, 7 класс. В эксперименте участвовали 7 учащихся с нарушениями в эмоциональной сфере, средний возраст детей 1-12 лет.

Обследование эмоциональной сферы проходило с использованием следующих методик: рисуночный тест “ Несуществующее животное”.

Цель рисуночного теста “ Несуществующее животное”: выявление психологического состояния некоторых свойств личности (сомнения, страх, тревожность, эгоцентризм, замкнутость, неуверенность в себе и т.д.) Детям была дана инструкция нарисовать несуществующее животное и дать ему название.

Результаты данного теста отражены в приложении № 1 (см. приложение). Обобщённо можно отметить следующее: у всех детей явно выраженные страхи, астения, стрессовые ситуации, нерешительность, тревожность. Агрессию испытывают 4 человека. Низкая самооценка у 6 детей, эгоцентризм - 5 человек. Кроме того выяснилось, что 1 ребёнок склонен к подавленности, недовольству собой. Неудовлетворённость в общении испытывают 3 ребёнка, низкая устойчивость к стрессу – 5 человек. Склонность к компенсаторному фантазированию испытывают з ребёнка, депрессии у 3 детей. У оного ребёнка высокая значимость сексуальной сферы. Негативистские психоподобные реакции на конфликтную ситуацию испытывает один ребёнок. Гиперактивностью страдают 3 ребёнка, импульсивностью то же трое. У одного ребёнка случились затруднения при выполнении задания, он долго не мог выполнить инструкцию. Это говорит о том, что у него очень высокая тревожность.

На основе анализа результатов рисуночного теста можно сделать следующие выводы: в данном классе очень тревожная обстановка, у всех детей в какой-то мере страдает эмоциональная сфера и её нужно корригировать. Иначе это приведёт к тяжёлым последствиям в виде неприятных ситуаций в будущей взрослой жизни ( драки, приводы в милицию, дети с такими проблемами могут попасть в различные неформальные движения, стать сектантами). Нужны такие методы коррекции, которые помогли бы детям справиться со своими страхами, тревогами, агрессией, помогли бы им повысить самооценку, неудовлетворённую потребность в общении.

Как уже говорилось, одному классному руководителю сложно справиться с этой проблемой, поэтому на школьной психолого-педагогической комиссии по классно-обобщающему контролю в 5 классе было решено принять дополнительные меры. Одним из средств для коррекции эмоциональной сферы была выбрана изотерапия.

2.2 Методики изотерапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся.

Использование различных техник изотерапии на уроке и вне учебной деятельности даёт эффект, может быть, не столь большой, как если бы он проводился в структурированной изотерапевтической сессии, но, тем не менее, они так, же несут своё положительный эффект. Особенность проведение занятий по изотерапии в школе заключается в том, что приходится использовать хотя бы элементы.

Учитель должен предоставить учащимся необходимые для художественного творчества материалы и инструменты. Можно предложить членам группы приносить понравившиеся им материалы, например ракушки, или куски коры. Место занятий должно быть таким, чтобы участники могли шуметь, свободно передвигаться. Чтобы обеспечить свободное течение творчества, сам учитель должен как можно меньше всего в него вмешиваться. Детям надо сказать, чтобы они открыто выражали свои чувства и не беспокоились о художественных достоинтсвах своего произведения.. Если при этом у кого-то из участников обнаружится скрытая художественная одарённость – прекрасно, но для изотерапевтического процесса как такового это не имеет значения. Руководитель группы не обязательно должен быть художником. Здесь гораздо важнее чувствовать интерес к художественному творчеству и хорошо ориентироваться в патопсихологии и групповой динамике.

Выбор учителем техники работы зависит от его теоретических предпочтений и от состава группы.

Изотерапия является коррекцией по средствам изобразительной деятельности и связана главным образом с визуальными искусствами: живописью, графикой, фотографией, скульптурой, коллажем, фотоколлажем. Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии:

  1. Обеспечить рабочее место.
  2. Определить вид работы.
  3. Сформировать цели и задачи.
  4. Создать спокойную, деловую обстановку.
  5. Пробудить интерес.
  6. Временной промежуток 30-40 минут.
  7. Менять формы занятий.
  8. Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых)
  9. Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного человека. Представлю некоторые методики изотерапии, которые применяются в данной экспериментальной работе.

Индивидуальное рисование.

Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом.

Необходимое время для занятий – 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки

Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Для разнообразия можно пользоваться не только карандашами, но и мелом, красками, глиной. В любом случае для участников главное – доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию т отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование

Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов.

Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки.

Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому в классе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ученик берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец учащиеся обсуждают свои впечатления.

Пластилиновый мир.

Это упражнение стимулирует творчество, позволяет исследовать ценностные ориентации учеников и вызывает у них как чувство сотрудничества , так и чувство соперничества.

Время необходимое для выполнения этого упражнения – 1 час. Материалы: глина, пластилин.

Процедура: каждый ученик получает большой кусок пластилина или глины. Группа разбивается на подгруппы. Чтобы обстановка способствовала расслаблению, работа может идти под музыку.

Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что можно слепить из пластилина. Работать нужно с закрытыми глазами, чтобы чувства и мысли выражались пальцами. Когда фигура будет готова, поместить её на подставку рядом с теми, что были вылеплены другими участниками группы. Вместе с ними, и уже открыв глаза, организуется целостный мир из отдельных частей. Если по ходу работы возникают какие-либо чувства к партнёру, высказывают их или выражают в лепке. Когда пластилиновый мир будет готов, он сравнивается с миром, созданным в других группах, обсуждаются результаты.

Работа с пластилином.

Область применения: отработка неприятного чувства обиды, гнева, страха, агрессии.

Классу даётся инструкция: слепить, в течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своего гнева, обиды, страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить: предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости от того, что лепится выбрать музыку. После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю,… Учитель может помогать детям своими вопросами:

- Как часто ты возникаешь?

- Где ты любишь обитать?

- Чего боишься?

- Что тебе помогает?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

Работа с бумагой для создания коллажа.

Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.

Если это индивидуальная работа, то учащимся предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ чего-то, в зависимости от того какая тема предъявлена. Работа длиться пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей класс разбивается на 2-3 команды. Как правило, мы стараемся ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать могли показать свою индивидуальность после того им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы, клей. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу.

Если это работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Можно предложить рассказ от имени образа.

Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо изменит? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

Учитель во время работы фиксирует все то, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.

Проективный рисунок.

Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребёнка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем: собственное прошлое и настоящее, будущее или абстрактные понятия, отношения в группе. В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила): свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование. Существуют два способа работы с проективным рисунком: демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного содержания, разбор каждого рисунка отдельно. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный, ориентировочный этап.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении всё более полного, глубокого самовыражения, её конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Рисование “Волшебными красками”.

Краски готовятся по рецепту: 2 ложки муки, 1,5 ложек соли, треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить тесто как для блинов. После добавить 2 ложки клея ПВА. Далее в тесто добавлять гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют, на картоне не размазывая, а выливая на картон.

Техника “Овощных печатей”.

Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются композиции. Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на безсознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.

Техника “Монотипия”.

Термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения.

Далее дети придумывают рассказ о рисунке.

В ходе изотерапевтичеких занятий были получены промежуточные результаты (см. приложение № 2). Детям снова был предложен тест “ Несуществующее животное”. В отличии от первых рисунков у детей уже намечаются положительные результаты. Уже отсутствуют элементы указывающие на агрессию, страхи, тревоги. ( см. приложение № 2).

2.4 Этапы эксперимента.

Этапы Сроки Цели Методы.
1. Констатирующий. Ноябрь 2008 - выявить нарушения в эмоциональной сфере учащихся. Рисуночный тест “Несуществующее животное”
2. Формирующий. Ноябрь 2008 - май 2011 г. - апробировать методики изотерапии;

- создание системы работы по изотерапии;

- выявить полученные результаты;

1. Индивидуальное рисование.

2. Парное рисование.

3. Групповое рисование.

4. Пластилиновый мир.

5. Работа с пластилином.

6. Работа с бумагой для создания коллажа.

7. Проективный рисунок.

8. Рисование “волшебными красками”.

9. Техника “ Овощные печати”.

10. Монотипия.

3. Контрольный Май 2011 г. - оценка метода изотерапии, его положительного влияния на эмоциональную сферу учащихся. Рисуночный тест “Несуществующее животное”.

Заключение

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинства заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

“Художественное самовыражение” так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Данная экспериментальная работа доказывает, что изотерапия оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Положительная динамика наблюдается в промежуточных результатах (см. приложение №2). Хотя, конечно, ещё рано говорить об окончательных итогах. Работа ещё будет продолжаться в течении 2011 года.

Список литературы

1. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.

2. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.

3. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.

6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, - 2005.

7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.

9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5