Использование художественной литературы на уроках химии

Разделы: Химия


Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов являются самыми непосредственными помощниками учителя химии в преподавании предмета, т.к. изобилуют химическими описаниями.

Фрагменты литературных произведений могут иллюстрацией к формируемым у учащихся химическим понятиям, источником знания, увлекательным началом или формой введения в тему, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих понятий химии.

Для постоянного использования я собрала небольшую картотеку такой литературы, которая интересует меня как химика. Она пополняется, в чем мне охотно помогают сами учащиеся.

Предлагаю вашему вниманию некоторые отрывки из различных произведений.

  • При первом знакомстве с химией важно показать огромную роль этой науки в жизни человека, в природе, обществе, истории. Очень образно и эмоционально о безграничной власти химии сказано одним из героев романа У.Коллинза “Женщина в белом” – графом Фоско: “Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества.

…Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.

  • Рассказывая учащимся о тесной связи химии с естественными науками можно воспользоваться высказываниями одного из героев романа “Франкенштейн”.

“В химии, как ни в одной другой из естественных наук сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике.”

  • О могуществе химического синтеза учитель может рассказать устами профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького “Дети солнца”:

“Прежде всего, и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, а невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и , везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…”.

  • При изучении способов разделения смесей, методов очистки воды можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”:

“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”.

Повесть К.Г.Паустовского – о процессе кристаллизации:

“Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства”.

Эту же сказку я использую при изучении свойств оксидов углерода:

“– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?

– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?).

  • Давая понятие о катализаторах можно обратиться к роману А.Казанцева “Пылающий остров”.

На несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом: в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Ученый, открывший газ, хочет помешать этому и поджигает воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, в следствии чего остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы в оксид азота. Лишь усилия ученых многих стран помогли спасти атмосферу Земли.

  • При изучении свойств воды можно прочитать строки Л.Мартынова:

“Вода благоволила литься!
Она блистала. Столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало
Чистой – дистиллированной воде!”.

(Вопросы. Что такое дистиллированная вода? Может ли природная вода быть дистиллированной?)

  • О возможности использования воды как источника тепловой энергии писал Ж.Верн:

“- Какое топливо заменит уголь? – Вода, – ответил инженер. – Вода? – переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, – пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо. Водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно. Они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков”.

  • При изучении коррозии металлов уместно использовать строки А.Ахматовой:

“На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть”.

(Вопрос. Объясните химические процессы, упоминаемые в этих строчках.)

  • Изучая многоатомные спирты, можно предложить учащимся следующую литературно-химическую загадку:

“Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор”.

(Вопросы. О каком веществе идет речь? Каковы его свойства? Ответ. Это вещество – нитроглицерин.)

  • При изучении свойств глюкозы будет интересно обсудить с ребятами события, происходящие в романе В.Пикуля “Нечистая сила”, а именно неудачную попытку отравления Распутина:

“…Настала торжественная минута…. Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов – с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом. -Достаточно ли? – усомнился капитан Сухотин. – Один такой птифурчик, – отвечал Лазоверт, – способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию. …Феликс придвинул пирожные, взялся за бутылку. – Пирожные вот…угощайся. – А ну их… Сладкие? Что я, не маленький. …С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал. Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его. – Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде. – Да так … першит что-то. … Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…”. (Вопрос: Почему яд не подействовал? Ответ: С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара, который с цианидами образует нетоксичное соединение – циангидрина глюкозы).

  • Во многих детективных, приключенческих произведениях злодеи прибегают к помощи яда, чтобы расправиться со своей жертвой. На химическом кружке или элективном курсе можно предложить учащимся решить детективную задачу.

Представьте себе, что миледи Уинтер, решив покончить со своими заклятыми врагами, приготовила яд, используя сухой остаток бычьей крови. Она решила подмешать яд в вино. Один из гостей любил сухое вино, другой предпочитал сладкое. Провозгласив тост, миледи внимательно следила за действием своего зелья. Допив свой бокал, первый из гостей судорожно схватился за горло, зашатался и упал, губы его посинели, и через несколько минут он скончался. Второй гость почувствовал лишь легкое недомогание и поспешил покинуть “гостеприимный” дом.

(Вопросы: Что было действующим началом примененного яда? Каковы причины различного исхода? Ответ. Действующим началом яда был цианид калия, который является промежуточным продуктом при производстве синькали, или желтой кровяной соли, прокаливанием животной крови. Этот способ производства синькали был известен с XVIII в. Животная кровь содержит серу и азот. При прокаливании ее с карбонатом калия и железом образуются цианид калия и сульфид железа. Если полученный спек обработать горячей водой, то протекает реакция с образованием гексацианоферрата (II) калия, или желтой кровяной соли. Поскольку один из гостей предпочитал сладкое вино, то он остался в живых. Ведь в самом вине и заключалось противоядие – глюкоза, образующая с цианидами нетоксичное соединение. А другой гость скончался, причем признаки отравления цианистым калием были налицо. Сухое вино не содержало в достаточном количестве глюкозу.

  • При изучении сложных эфиров зачитываю строки из “Консуэло” Жорж Санда.

“… Ей уже и раньше приходило в голову, что гармония звуков отвечает гармонии красок. А гармонией гармоний ей казался аромат…. Роза говорила о страстной любви, лилия о своей непорочности, пышная магнолия втихомолку поведала о чистых радостях святой гордости, а крошечная маргаритка шептала о прелестях простой, укромной жизни”. (Вопрос. А что такое запахи с химической точки зрения? Ответ. Тысячи ароматов дарит нам природа. В школьной лаборатории можно получить в пробирках вещества с запахом фруктов и цветов. Это пахнут сложные эфиры, которые образовались в результате химических реакций. Например: уксусная кислота + изоамиловый спирт -> запах груши.)

В своей работе я пытаюсь убедить ребят, что науку надо принимать не только умом, но и сердцем. А это возможно только через высоты поэзии, картины живописи и хорошей музыки. Ведь на протяжении всей истории человечества химия представлялась предметом романтическим.