Опорные конспекты на уроках как одна из форм активизации деятельности учащихся и пробуждения интереса к предмету

Разделы: Общепедагогические технологии


Я СЛЫШУ - Я ЗАБЫВАЮ,
Я ВИЖУ - Я ЗАПОМИНАЮ,
Я ДЕЛАЮ - Я ПОНИМАЮ.
Китайская пословица.

Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только "физиком" или "лириком":

Опорные конспекты, как одна из форм работы на уроках, являются хорошим помощником в достижении этих задач.

Что работа с опорными конспектами позволяет развивать в человеке (вне зависимости от дисциплины и, как считают психологи, возраста)?

При составлении опорного конспекта не следует перегружать его дополнительным материалом, нужно уметь совместить максимум информации при минимуме символов и знаков, а для этого нужен анализ, таким образом, постепенно развивается аналитический склад ума.

Работа учащихся параллельно с учебным материалом и опорными конспектами позволяет развивать абстрактное мышление.

Эта методика позволяет сформировать у учеников целостную картину восприятия материала. У них уже не будет в памяти "теряться" и "путаться" бесконечное количество правил - всё систематизировано. Как следствие, развивается умение пользоваться объёмной информацией в комплексе.

Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти. Ученик видит, слышит и проговаривает материал опорного конспекта за учителем или сильным учеником (один из приёмов техники - показательный ответ) в той же последовательности, форме, объёме, как вслух, так и "про себя", включая первую сигнальную систему (зрение), а затем довольно скоро в работу включается вторая сигнальная система (память, мышление). Для слабого ученика устраняется такая проблема, как запоминание последовательности рассуждения при ответе, потому что именно опорный конспект служит подспорьем в запоминании большого объёма теории, придаёт уверенность в своих силах, что, в свою очередь, позволяет после нескольких хороших ответов у доски вводить элементы импровизации (другие примеры, дополнительные факты, сопоставления и сравнения). Для сильного же ученика - это основа для усиления координации зрительной, слуховой и моторной памяти, а главное - подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне мышления.

Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, а возврат к элементам опорного конспекта в сжатом и развёрнутом виде усиливает зрительно-словесную связь.

Методика привлекательна в современной школе ещё и тем, что совмещает несколько принципов в работе с детьми, а это впоследствии плодотворно отразится на знаниях и общем развитии детей:

  • принцип свободы выбора (многоуровневые задания, в том числе и на основе опор, как классные, так и домашние);
  • принцип психологической защищённости (помимо уже указанного выше примера о поэтапном запоминании информации, нужно рассматривать и тот факт, что при самостоятельном составлении опорного конспекта, в групповой работе - все мнения обсуждаются, но не критикуются, а при индивидуальной работе - каждый конспект является "правильным").
  • принцип активного творчества и принцип доступности (учебную деятельность можно организовать как коллективно-распределённую, когда опорный конспект составляется в дискуссии и совместном поиске, и является понятным изначально, так как составляется самими детьми).
  • принцип преемственности и перспективности (помогает не только преодолеть страх перед объёмом и сложностью запоминания информации (впоследствии - любой), но и способствует тому, что ученик, научившись анализировать и "уплотнять" данные, затем может эти данные вспомнить намного легче. В некоторых случая один конспект применим к нескольким темам, что тоже немаловажно в процессе запоминания и воспроизведении информации).
  • принцип толерантности (чтобы прийти к результату, единому мнению, при работе в группе над составлением конспекта, нужно научить детей быть терпимым и тактичным по отношению к другим, научить прислушиваться к мнению любого из членов образованной группы).

Таким образом, хоть методика не нова, но остаётся актуальной и в современной школе. Помимо того, что с её помощью решаются трудные вопросы в плане обучающих целей, она помогает повысить творческую активность учащихся, у детей устраняются комплексы, мешающие самореализации (за счёт того, что каждый ребёнок, даже слабый, имеет возможность высказать своё мнение), усваиваются и этические нормы общения с окружающими.

Фактически единственным условием в работе с данной методикой является освоение принципа работы с опорными конспектами самому учителю, нужно любить и научиться чередовать традиционную систему обучения с перспективными педагогическими технологиями, стремиться к постоянному поиску и самоусовершенствованию, не бояться обращаться к "старым", традиционным методикам обучения и привносить в них что-то новое, нестандартное. А если учесть, что с каждым днём повышается интерес к работе со слайдами в частности, и с презентациями в целом - это тоже один из поводов освоить методику, что, кстати, открывает горизонты на интегрирование уроков русского языка и информатики, от чего, разумеется, выиграют обе дисциплины.

Хочется поделиться собственным опытом.

Помимо схематических опор, я использую на своих уроках "рисованные", несхематические, нестандартные.

Вот несколько примеров того, каким образом составляются опорные конспекты совместно с учащимися.

Фрагменты уроков.

ТЕМА: -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных

На доске записаны слова:

Ледяной, гусиный.

Станционный, безветренный, веретённый.

Длинный, восточный, зелёный.

Прикреплён ватман, на котором заготовка конспекта. <Рисунок 1>

Я приглашаю учеников к доске для того, чтобы они разобрали по составу данные слова.

Учащиеся увидели, что есть суффиксы с одной Н: -ин-, -ан-, -ян-, есть с двумя: -онн-, -енн- (-ённ-); есть слова, в которых суффикс -н- без гласной, у некоторых слов в сочетании -нн- одна буква относится к корню, а вторая- к суффиксу, а есть случаи, когда -н- в составе корня.

Ребята уже привыкли работать с опорными конспектами, поэтому сразу предлагают, что парашют с 2 стропами спускает суффиксы -онн-, -енн- , а с 3 - суффиксы -ан-, -ян-, -ин-.

Подписываю суффиксы.

- Чем ещё можно дополнить конспект?

- Может, человечками, ведь парашюты кого-то или что-то несут: (ответ - предположение).

- Ознакомьтесь с правилом в учебнике (работа парами). Обсудите этот момент.

После нескольких минут появилось предложение: у каждого парашюта должна быть корзина, где будут написаны слова - исключения. Обсуждается и вопрос оформления орфограммы -нн-, где первая -н- относится к корню, принимается чьё-то предложение, что эту орфограмму нужно оформить, например, как дельтаплан, так как этот суффикс не имеет гласной, следовательно к вышеперечисленным суффиксам его не причислишь, и "форма" восприятия у него должна быть другой. Оформляем опору до конца. <Рисунок 2>

ТЕМА: СТИЛИСТИКА

В 5 классе, да и в 6, очень ограничено знакомство со стилистикой. Мне кажется, что лучше познакомить учеников сразу со всеми стилями в перспективе, чтобы они имели более полное представление об изучаемой теме. Поэтому, когда подошло время знакомиться со стилистикой, я сделала следующее.

На каждом столе лежит карточка с текстами (1 на двоих):

Анализировать художественные тексты, ставшие классическими, всегда трудно: мешает стереотип восприятия, а также мнение авторитетных критиков, классиков литературы.

Представляешь, сегодня идём по улице. Вокруг - грязища, шагу ступить нельзя, чтобы не наступить в лужу.

Уважаемые товарищи!

С 1 по 29 августа аптека №1 закрыта на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека находится по адресу ул. Гончарова, 5. Работает без выходных, круглосуточно.

Администрация аптеки №1.

Многие из нас говорят: "Мы любим Родину". Это очень важные слова, и нужно иметь на них право. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Не давать в обиду врагам.

Постаревшая Верина мать (он тотчас узнал её, но она не сразу узнала его): "Боже мой, Павлуша, ты ли это? Приехал, Павлик?". Нелепо суетясь и виновато извиняясь за беспорядок в комнате, усадила его на диван и стала слишком поспешно расспрашивать и одновременно говорить, что "мы слышали, всё знаем, как далеко ты зашёл". А он, едва понимая её, с нетерпением ожидал, когда она закончит задавать вопросы; спросил, наконец, запнувшимся голосом о том, что хотел узнать:

Задаю вопросы. Где могут встретиться эти тексты: в книгах (в каких?), газетах, ещё где-то? Прошу обосновать ответ.

в журналах или каких-нибудь словарях для тех, кто занимается литературой, наукой, потому что в этом тексте встречаются слова, которые знают не все; для того, чтобы понять эти слова, нужно использовать другую научную, справочную литературу.

- Значит, можем сделать вывод, что стиль называется :НАУЧНЫМ (делаю запись на доске).

2 - скорее всего это одна девочка о чём-то рассказывает другой:

- Идёт разговор, значит, стиль может называться :РАЗГОВОРНЫМ.

3 - Это - объявление. А объявления - это документы:

- Значит, стиль ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ (или ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ).

4 - Скорее всего, так напишут в газете, потому что слова, которые

встречаются в этом тексте, понятны всем, но в них нет живости, они

"сухие", просто отражают мысль.

- Стиль, следовательно, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ :

5 - Ученики предполагают, что этот текст относится к книжному стилю. Я корректирую ответ: книги существуют разные, это могут быть словари, справочники (научный стиль), могут быть сборники каких-либо документов, рекомендаций (официально - деловой стиль). А как называются произведения, которые мы читаем, и изучаем на уроках литературы?

- Художественными. Стиль, исходя из этого, - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.

На доске я записала 5 слов. Обсуждаем, как будем оформлять конспект. Останавливаемся на предложении "крылья мельницы", а затем, пока вписывали в каждое "крыло" свой термин, поступило предложение раскрасить "стили":

  • в научном стиле язык "тяжёлый", поэтому цвет можно выбрать тёмный.
  • самый "лёгкий" - разговорный, он должен быть самым ярким.
  • художественный стиль - тоже "лёгкий", но в нём нельзя употреблять слова, которые мы можем применить в разговорном. Это стиль литературного языка, он должен чуть-чуть отличаться по яркости, быть немного темнее.
  • официально-деловой - скорее, синий, потому что этим стилем ведутся протоколы, делаются записи каких-либо документов.
  • публицистический стиль - пусть будет серым или жёлтым, как газета.

Таким образом, мы не только выделили разные стили, но и дали различие в цветовой гамме. <Рисунок 3>

В "крылья" впоследствии можно будет вписать краткую информацию о каждом из стилей, указанном в этом "крыле".

Некоторым опорным конспектам для оформления требуется целый цикл уроков по теме (то есть он составляется на разных уроках по данной теме, и каждый раз добавляется какая-то новая запись). Так составлен, например, конспект

СИНТАКСИС. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Форму конспекта - шарики - выбрали путём обсуждения. Почему шарики? Потому что я нацелила класс: нужно будет записывать много данных, информация объёмная. Решили: пусть будут шары, их может быть бесконечно много.

По истечению ряда уроков, появился конспект. <Рисунок 4>

Подобным образом был составлен и следующий опорный конспект:

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Причём, мы составляли конспект "для слов", а затем ученики пришли к выводу, что этот конспект применим и "для фразеологизмов", поэтому, просто сделали ещё одну запись: рядом со словом "СЛОВО" - "ФРАЗЕОЛОГИЗМ". <Рисунок 5>

Опорные конспекты я применяю и на уроках литературы. С помощью опоры, составленной по определённому литературоведческому материалу, произведению или биографии писателя (в том числе и творческой), не даст учащимся забыть пройденный материал, так как была задействована зрительная память (что для уроков литературы немаловажно), а впоследствии опора будет являться "зацепкой" на пути восстановления знаний по той или иной теме.

Приведу 2 примера.

Опорный конспект можно "заполнить" полностью, а можно оставить "открытыми" некоторые моменты, и на основе такой опоры можно дать опережающие задания или, впоследствии, с его помощью провести срез знаний, как, например, в моём опорном конспекте Творчество Ивана Бунина. <Рисунок 6>

Другой вариант: можно составлять опоры при изучении произведений или после знакомства с ними, чтобы подытожить материал, например, "Ионыч" А.П.Чехова. <Рисунок7>

Таким образом, использование опорных конспектов на уроках - это перспективная форма работы. Какими бы ни были конспекты по форме (схема, рисованный, на бумаге, слайдовый), на каком этапе или типе урока мы бы их ни вводили (изучение нового материала, закрепление, повторение, контроль), они помогают решать множество задач, стоящих перед современной школой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. - М.:Вита-Пресс.2002.
  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование,2001.
  3. Иваницкая Г.М., Корсаков В.А.Обобщающие таблицы по языку//РЯШ-1988.-№1-4.
  4. Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка//РЯШ-1986.-№7.

Фогель К. Как научить детей сотрудничать? - М.:Генезис,1998.