Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (для старшей логопедической группы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закрепить знания детей о празднике День Победы; воспитывать у них желание узнавать о героическом прошлом нашей Родины на примере жизни своих родных людей; воспитывать чувство гордости за свою великую страну; активизировать предметный словарь и словарь слов определений.

Словарная работа: День Победы; защитники Родины; герои; храбрый - сильный - смелый - отважный - бесстрашный; награды; ордена; медали; "Город - герой".

Материал: картины, на которых изображены разные праздники: Новый год, 8 Марта, День независимости России, День Победы; карта России, флажки для работы с картой; личные фотографии; квадраты красного, зеленого, синего цветов для физминутки; значки с символикой праздника по количеству детей; DVD диск "Песни военных лет".

Предварительная работа: рассказы воспитателя о Великой Отечественной войне; рассматривание картинок с изображением военных наград: медалей, орденов; беседа о том, за какие подвиги получали герои войны эти награды; чтение отрывков из рассказа А.Алексеевой "Леня Голиков"; рассматривание картин К.Ф.Юон "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", П.А.Кривоногова "Защитники Брестской крепости" (фрагмент), Б.С.Угарова "Ленинградка (1941 год)", А.А.Дейнеки "Оборона Севостополя".

Описание хода занятия

Дети входят в гостиную и встают рядом с воспитателем

Вос-ль: Какой великий праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы) Почему именно 9 мая отмечают День Победы? (9 мая много лет назад наша армия победила фашистских захватчиков).

Вос-ль: На столе лежат картины с изображением разных праздников. Выберите картину, на которой изображен праздник День Победы (дети коллективно выбирают картину).

Вос-ль: Почему вы выбрали именно эту картину? (ответы детей)

Вос-ль (обобщает ответы детей): На картине нарисован ласковый майский день. Ребята вместе с ветеранами вспоминают тех, кто погиб в жестоких боях, защищая нашу Родину. Я предлагаю вам присесть и всем вместе вспомнить, как это было.

Дети садятся на стульчики.

Звучит фонограмма песни "Священная война", на экране - кадры из фильма "Они сражались за Родину". Воспитатель читает стихотворение

Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
"Вставай, народ" -
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты-герои ушли,
Отважно и смело рвались они в бой,
Сражались за Родину, за нас с тобой.
Сначала ровно 1000 дней,
Потом еще 400 дней,
А после еще 14 дней
(Так подсчитано)
Шла война
Невозможно было привыкнуть к ней,
Невозможно было не думать о ней.
Благословляла,
Крестила,
Казнила
И миловала она.
(Р. Рождественский)

Несколько секунд продолжается песня

Вос-ль: Кто встал на защиту нашей Родины от фашистских захватчиков? (солдаты, моряки, пограничники, летчики, женщины, дети)

Вос-ль: Ребята, я предлагаю встать в круг и поиграть в игру "Повтори - не ошибись". Будьте внимательными. Я буду бросать вам мяч, и называть слова, а вы их повторите в той же последовательности:

  • Храбрый - сильный - отважный;
  • Смелый - отважный - сильный;
  • Отважный - сильный - умный;
  • Умный - геройский - смелый;
  • Геройский - бесстрашный - храбрый;
  • Бесстрашный - решительный - отважный.

Вос-ль: Как вы думаете, кого можно назвать такими словами? (защитников Родины, воинов, солдат)

Вос-ль: Верно. Эти замечательные слова относятся к защитникам Родины. А кто может сам назвать слова, которыми называют героев? Передавайте мяч друг другу. Кто знает, - тот называет слово, кто затрудняется - пропускает ход. (Смелый, отважный, храбрый, сильный, бесстрашный, решительный).

Физминутка "Пехотинцы, моряки, летчики"

Цель: развитие внимательности, памяти.

Вос-ль: Давайте представим, что мы военные. Военные должны быть внимательными и четко выполнять команды командира. Я буду по очереди поднимать квадраты разного цвета. Красный цвет - это маршируют по залу пехотинцы; зеленый цвет - плывут моряки; синий цвет - летят летчики. Начали!

Воспитатель обращает внимание детей на карту: "Подскажите, что это?" (Карта России и других стран).

Вос-ль: Мы с вами рассматривали карту и говорили о городах, в которых шли ожесточенные бои. Какое звание присвоено этим городам? (звание "Город-герой"). Я буду называть и показывать эти города, а вы прикрепите к ним красные флажки: Москва, Курск, Сталинград (Волгоград), Ленинград (Санкт-Петербург), Смоленск, Мурманск, Тула, Новороссийск, Севастополь, Одесса, Киев, Брест, Минск (дети совместно с воспитателем прикрепляют флажки).

Вос-ль: Здесь шла война. Каждая семья боролась против фашистов. Мужчины и юноши ушли на фронт. Женщины и старики работали на военных заводах. Днем и ночью они изготавливали снаряды для фронта. Только так, все вместе, смогли победить врага.

Сегодня я хочу рассказать вам об одной семье.

Начинают тихо звучать фонограммы песен "Журавли", "Последний бой", Темная ночь". Кадры из фильмов не проецируются.

Вос-ль: Посмотрите на фотографию. Вы кого-то узнаете? Это я. Когда я была маленькой, меня звали Танюшкой, и у меня были бабушка и дедушка (выставляет поочередно фотографии). Они жили в небольшом городке Шатуре недалеко от Москвы.

(Воспитатель прикрепляет желтый флажок на карту)

Перед войной мой дедушка Ваня работал строителем, а бабушка Таня медицинской сестрой. Когда началась Великая Отечественная война, мой дедушка ушел на фронт. На войне он был сапером (фотография дедушки в военной форме) - обезвреживал вражеские мины. Это было очень опасно, так как в любой момент мины могли взорваться. За смелость моего дедушку Ваню наградили орденом "Красной звезды", медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу" (выставляет мини-стенд с наградами). Наша семья с трепетом и гордостью хранит дедушкины награды.

Когда дедушка рассказывал мне о войне, я его спрашивала: "Тебе было страшно? Ты боялся?". И дедушка отвечал: "На войне всегда страшно. Но я знал, что трусить нельзя, надо гнать врага, надо защищать свою Родину!"

А моя бабушка Таня всю войну работала медицинской сестрой в военном госпитале. Вместе с врачами она спасала жизнь раненым бойцам. После войны дедушка вернулся домой. И моя бабушка, и мой папа, их сын, были счастливы, что дедушка не погиб на войне.

Звучание фонограмм прекращается.

Вос-ль: Как вы думаете, почему я рассказала вам о моих дедушке и бабушке? (ответы детей)

Вос-ль: Я горжусь ими, и хочу, чтобы о них знали другие люди. Каждый человек должен знать историю своей семьи. Вы все поедете летом отдыхать к своим бабушкам и дедушкам. Попросите их рассказать вам о тех ваших близких, которые воевали и защищали нашу Родину. А вернувшись назад, вы расскажите о них нам. И людская память о героях будет вечной!

Вос-ль: Ребята, расскажите, как люди чтут память о тех, кто отдал за Родину самое дорогое - свою жизнь? (им ставят памятники, о них пишут книги, их именами называют улицы)

Вос-ль: 9 Мая - праздник День Победы. А в праздники принято дарить подарки. Я тоже приготовила для вас подарки. Хочу подарить вам значки с символикой этого праздника. Когда вы пойдете с мамами и папами на парад, прикрепите к своим курточкам эти значки. И все люди поймут, что вы тоже чтите память воинов-героев нашей Родины.

Звучит песня "День Победы" Воспитатель дарит детям значки с символикой праздника "9 Мая".