Урок окружающего мира по теме "Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие: приобщать детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите.
  • Развивающие: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
  • Воспитательные: вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений природной гармонии и стремление ее защитить, развивать нравственные чувства.

Оборудование: Мультемедийная презентация, задание для групп, таблицы.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой. Подготовка к восприятию нового материала

Приложение 1. Слайды 2, 3, 4, 5.

Учитель: Как прекрасны эти творения природы, ими только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа! Если бы не одно обстоятельство. Как вы думаете, о каком обстоятельстве пойдет речь, что может испортить эти творения природы?

Ответы детей: Загрязнение окружающей среды.

Приложение 1. Слайды 6, 7, 8.

Учитель: Какое настроение вызывает просмотр этих слайдов?

Ответы детей.

Приложение 1. Слайд 9.

Учитель: Часто человек не задумывается над своими поступками, загрязняя окружающую среду бытовыми отходами.

II. Побуждающий диалог

– Сейчас в России проживает 145 000 000 человек, по прогнозам специалистов через 40 лет может остаться 102 000 000 человек. Из десяти россиян, здоровых только два.
– В чем причина такого массового нездоровья?

Ответы детей.

Учитель: 2008 году ученики школ города Сургута получили необычное домашнее задание принести отпечаток ступни для исследования здоровья школьников. При осмотре было выявлено:

Приложение 1. Слайд 10.

Учитель: Среди причин такого ухудшения здоровья, учеников города Сургута медики называют:

Приложение 1. Слайд 11.

– Сегодня мы на уроке поговорим об экологии.

III. Актуализация базовых знании

Учитель: Что такое экология?

Ответы детей.

Приложение 1. Слайд 12.

Учитель: Кто является живыми существами?

Ответы детей.

Учитель: Что такое среда обитания?

Ответы детей.

Учитель: Кто загрязняет окружающую среду?

Ответ детей.

Учитель: Кто страдает?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

IV. Совместное формулирование темы урока

Ответы детей о загрязнении окружающей среды, об экологии, об отношение человека к природе.

V. Формирование новых знаний

Учитель: Поднимите руки, кто желает принять участие в этом разговоре?

Учитель: Люди не всегда понимают, как отражаются их поступки на экологию. Для начала, давайте оценим действие человека к природе. Зеленый цвет – положительное отношение, красный цвет – отрицательное.

Дети используют сигнальные карточки.

Приложение 1. Слайд 13.

Учитель: Какого цвета больше, что вы можете сказать?

Ответы детей: Человек не правильно относится к природе, необдуманно, безжалостно, не эффективно.

Учитель: Послушайте древнюю китайскую историю и оцените действие этого человека.

Приложение 1. Слайд 14.

Учитель: Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки обижают их. Тогда издал император указ о том, что бы мальчишки приносили птиц во дворец за вознаграждение. Вскоре весь дворец наполнился птицами. Пришел мудрец и сказал: «Ты – император, спасая сотни птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов погибли в лесу.»
– Что же мне делать? Как уберечь птиц от мальчишек?

Учитель: Как оцените поступок императора?

Ответы детей.

Учитель: Как уберечь птиц от мальчишек?

Ответы детей: наказать, посадить в тюрьму, убедить в пользе птиц для человека.

Учитель: Кто может наказать?

Ответы детей: родители, учитель, государственная власть.

Учитель: Одно из самых строгих наказаний – уголовная ответственность. Субъектом уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16 летнего возраста.

Учитель: Давайте еще раз убедимся сами и научимся убеждать других в пользе живой и неживой природы.

Работа в группах.

Учитель: Выберите правильные высказывания, добавляете свои.

I – польза животных.
II – польза растений.
III – польза воды.
IV – почва, недра Земли.

Отчеты групп.

Учитель: Выступления были убедительны. Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: Человек не может жить без растении, животных, среды обитания. Если погибнет природа – погибнет человек.

Учитель: Кем же мы должны быть природе? Ответ на этот вопрос получим, выполнив тест.

Работа в парах (детям раздается таблица).

1 2 3 4
       

Приложение 1. Слайды 15, 16, 17, 18.

Учитель: Какое слово получили? (Друг)

Учитель: Что мы можем сделать как друзья для природы?

Ответы детей (составление таблицы).

Учитель: Самое главное из всего сказанного – это выполнение правил поведения в природе.

Дети читают стихотворение о правилах поведения в природе.

Учитель: Теперь давайте посмотрим, что делают в нашей школе.

Приложение 1. Слайд 19.

Участие в операциях: «Посади дерево», «Огород на окне», «Кормушка», «Дом для птиц».

Учитель: Зачем сажаем деревья на школьном участке?

Ответы детей.

VI. Защита проекта «Экологическое состояние пришкольного участка»

Приложение 1. Слайды 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

VII. Рефлексия

Учитель: С помощью смайлика, отметьте ваше отношение к природе:

  • «Я буду другом природе».
  • «Я смогу убедить других в бережном отношение к природе».
  • «Мне все равно».

Приложение 1. Слайд 28.