Организация продуктивной деятельности на уроке музыки и пения в коррекционной школе

Разделы: Музыка


Традиционная дефектологическая наука основным методом обучения наших детей всегда считала репродуктивный, работу по образцу, однако изменение социально-экономических условий и общей парадигмы образования коснулось и коррекционного образования. В нашу школу пришли методики развивающего, проблемного обучения, проектные. Разумеется, их внедрение и использование требует тщательного изучения, отбора и апробации на предмет доступности и возможности использования.

Одной из таких технологий является технология развития субъектности ученика, неотъемлемая составляющая которой - это увеличение объема и уровня продуктивной деятельности и снижение объема деятельности репродуктивной. Конечно, уровень освоения продуктивной деятельности у наших учащихся различен. Поэтому необходима реальная дифференциация содержания.

А это значит - разработка разноуровневых заданий. Для этого прежде нужно:

  • предварительно сформировать концепцию преподаваемого предмета;
  • вычленить ключевые понятия курса;
  • определить минимум общеучебных и специальных умений и навыков, которые должны быть освоены учащимися в процессе обучения.

При разработке системы заданий в основу положен общепринятый критерий разделения заданий по уровням сложности: это задания репродуктивного характера, где используется работа с образами, текстовые задания для повышения продуктивной деятельности. В редких случаях могут были использованы вопросы творческого характера, где оценивается умение применять полученные знания для решения учебных задач. представленном конспекте урока отражены некоторые подходы к организации продуктивной деятельности на уроке в коррекционной школе.

Тема: Героические образы в музыке русских композиторов.

Цели:

Образовательная: закрепить полученные знания о творчестве русских композиторов, закрепить понятие “жанр”, отработать навыки хорового и сольного пения, отработать навыки построения ритмических рисунков с помощью магнитных нот – длительностей на магнитном нотном стане, отработать навык исследовательской деятельности в процессе сбора и обработки новой информации.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, гордости за великих защитников нашей родины через слушание симфонических произведений героико-патриотического характера; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Музыкальный материал.

  • Аудиозапись хора “Славься!” из оперы “Жизнь за Царя” М.И.Глинки.
  • Аудиозапись хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева.
  • Аудиозапись (минус) песни “Не отнимайте солнце у детей!” (Е.Лучников – Е.Бондаренко - В.Попков).

Дополнительное оборудование.

  • Компьютеры.
  • Музыкальный центр.
  • Нотный стан (магнитный) и набор магнитных длительностей (целые, половинные, четвертные и восьмые).
  • Портреты великих русских полководцев, народных героев и героев ВОВ.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора “Вставайте, люди русские!”)

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня, мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?

Дети. Отсутствует тема урока.

Учитель. Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во время обсуждения музыкальных произведений.

2. Введение в тему урока

Учитель. Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого произведения, название произведения. Воспользуйтесь памятками музыкальных характеров и опишите характер музыки.

Дети. Это хор, так как звучало много голосов.

Учитель. Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?

Дети. Это был смешанный хор.

Учитель. Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?

Дети. “Вставайте, люди русские!”. Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.

Учитель. Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты, расположенные по всему классу. (Приложение 1)

(Учащиеся перечисляют знакомых полководцев)

Дети. Кантата названа именем полководца “Александр Невский”. В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.

Учитель. Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату “Александр Невский”…

Дети. Это русский композитор – С.С.Прокофьев.

Учитель. Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть защитниками родины?

Дети. Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере “Жизнь за Царя” композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.

Учитель. Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?

Дети. В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.

Учитель. Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока. Озвучьте свои предположения.

Дети. Герои в музыкальных произведениях.

Учитель. Верно. В музыке каких композиторов?

Дети. Русских композиторов.

Учитель. Итак, тема урока раскрыта - “Героические образы в музыке русских композиторов”.

Учитель. Вернемся к опере “Жизнь за Царя”. Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.

(Читаем хором слова хора на доске)

Дети. Повторяется слово “Славься!”. Так и называется хор.

Учитель. Я предлагаю сегодня вам самим побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей. Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок. (Приложение 2)

(Учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

Славься, славься ты Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна,
Любимая наша родная страна!

Учитель. Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре.

(Группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

Учитель. Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы “Жизнь за Царя”.

(Cтоя учащиеся исполняют хор)

Учитель. Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности. Присаживайтесь. Сегодня я предлагаю вам самим составить рассказы о жизни и творчестве двух великих русских композиторов – М.И.Глинке и С.С.Прокофьеве опираясь на сведения в электронной Энциклопедии Классической Музыки. Работать вы будете в парах. Выберете задания и приступайте к его выполнению. (Приложение 3)

(Учащиеся вписывают пропущенные слова из биографии композиторов в заранее подготовленные учителем карточки-задания, после чего читают рассказ классу и задают по одному, два вопроса)

Учитель. Спасибо за работу. Последним этапом сегодняшнего урока-закрепления будет решение теста в программе Конструктор тестов. На бумажном носителе (Приложение 4). Оценку вам выставит компьютер, поэтому читайте внимательно вопросы и предлагаемые ответы.

(После выполнения тестового задания учащиеся озвучивают количество верных и неверных ответов, а также оценку)

Учитель. Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?

Дети. Мы говорили о подвигах русских героев, запечатленных в музыкальных произведениях русских композиторов.

Учитель. Умницы! Скажите, пожалуйста, а в наше время вы встречали и слышали о героях? Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?

Дети. Быть добрым, отзывчивым, смелым.

Учитель. Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным.

Предлагаю разделиться на солистов и хор для исполнения песни “Не отнимайте солнце у детей!”. (Приложение 5)