Синтаксис и пунктуация. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • повторение и закрепление материала по теме “Синтаксис и пунктуация”;
  • закрепление навыков грамматического письма, расстановки знаков препинания;
  • способствование развитию связной речи обучающихся;
  • способствование развитию мышления обучающихся;
  • способствование повышению интереса обучающихся к предмету.

Оформление:

Доска (традиционная или интерактивная) должна быть красиво оформлена в соответствии со сценарием урока, а именно, иметь следующие записи, обеспечивающие наглядность и красочность урока:

  • надпись “Синтаксисград”, изображение улиц, домов, перекрестков; можно продемонстрировать “карту Синтаксисграда”, заранее нарисованную учениками;
  • по обеим сторонам доски повесить изображения синтаксистов, якобы сопровождающих нас в путешествии по Синтаксисграду;
  • записаны слова ТКНУТЬ, ТОЧКА, ЗАТЫКАТЬ, ЗАТЫЧКА, ТКАТЬ, ПРИТКНУТЬ, СУТКИ; ЗАПЯТАЯ, ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ.

Ход урока

I. Организационный момент

(1) Интрига (слово учителя):

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по городу Синтаксисграду и, в частности, улице Пунктуации. А сопровождают нас очень грамотные, серьезные люди – синтаксисты. Чтобы они пропустили нас в город, мы должны показать себя знающими их любимую науку “синтаксис”, уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях.

(2) Движение темы:

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Класс: Теоретическое лото (учитель читает определение того или иного лингвистического термина, дети поднимают геометрическую фигуру с соответствующим термином).

  1. Наука, которая изучает словосочетания и предложения?
  2. Наука, изучающая знаки препинания и правила их расстановки.
  3. Назовите главные члены предложения.
  4. Главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже.
  5. Главный член предложения, который отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КАКОВ? КАКОЙ? и чаще всего выражается глаголом или прилагательным.
  6. Как называется предложение, имеющее второстепенные члены предложения?
  7. Назовите все второстепенные члены предложения?
  8. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? И чаще всего выражаемый прилагательным.
  10. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК?
  11. Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете?
  12. Тип предложения по цели высказывания, в котором сообщают какую-либо информацию.
  13. Тип предложения по цели высказывания, в котором задают вопрос.
  14. Тип предложения по цели высказывания, в котором просят, приказывают, побуждают к действию.
  15. Тип предложения, в котором выражаются какие-либо эмоции: восторг, радость, удивление.
  16. Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?
  17. Как называется предложение, в котором две и более грамматических основ?

2. Криптограмма:

Мы уже сказали, что нас сопровождают очень умные люди, синтаксисты. Они настолько умны, что даже умеют разгадывать криптограммы. Что такое криптограмма?

1 2 3 4 5 3 6 3 7 8 2 9 10 2
К Т О М Н О Г О Ч И Т А Е Т

 

2 3 2 8 4 5 3 6 3 11 5 9 10 2
Т О Т И М Н О Г О З Н А Е Т

Расшифровать криптограмму, записать предложение и расставить знаки препинания (дети работают самостоятельно):

7, 2, 10, 5, 8, 10 очень полезное занятие.
11, 8, 5, 9 ты сделал уроки?
В этом году была теплая осень 8 мы 8, 6, р, 9, л, 8 в,10, с, 10, л, 8, л, 8, с, ь в лесу

Проверка (дети читают предложения, называя знаки препинания).

(Карточки с индивидуальными заданиями сдали).

3. В гостях у Точки и Запятой (предварительное задание).

Вот мы и пришли с вами на улицу Пунктуация. На этой улице живут две подружки-хохотушки: Точка и Запятая. У каждой из них очень интересная история, которой они и хотят с вами поделиться. Послушаем, что они расскажут о себе.

Точка: Я – Точка. Меня всегда ставят в конце повествовательного предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается, глагол ТКНУТЬ и существительное ТОЧКА – исторически однокоренные слова. Исторически однокоренными также являются слова – ЗАТЫКАТЬ, ЗАТЫЧКА, ТКАТЬ, ПРИТКНУТЬ, СУТКИ. Как вы думаете, почему слова СУТКИ и ТОЧКА являются однокоренными?

Запятая: Я – Запятая. Моими дальними родственниками являются слова ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ. Это исторически однокоренные слова.

4. Учитель: Ребята, мне пришли необычные телеграммы. В них нет запятых, поэтому я не могу их понять. Помогите мне, расставьте запятые так, чтобы был понятен смысл телеграмм.

Списать предложения, расставляя знаки препинания (дети работают самостоятельно, один учащийся работает у доски):

Я видел брата товарища и его сестру.
В приказе правитель написал Казнить нельзя помиловать.
Коля пел так как пели все.

Читаем получившиеся варианты предложений, называя знаки препинания и объясняя их.

ВЫВОД (учащиеся формулируют сами): Зачем нужны знаки препинания?

5. Графический диктант.

  1. Жили-были мама и три дочки.
  2. Однажды мама уехала к сыну, а вернулась она только через неделю.
  3. Дочки стали говорить маме о том, как они скучали.
  4. Первая сказала: “Я скучала по тебе, как маковка по солнышку”.
  5. “А я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды”, – промолвила вторая дочка.
  6. А третья дочка ничего не сказала, она просто сняла с мамы туфли и принесла воды помыть ноги.
  7. А вы, ребята, любите свою маму?

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕКСТУ:

  1. Учитель читает текст.
  2. Дети определяют тему и идею текста.
  3. Несколько человек пересказывают текст.
  4. Составление схем предложений.

6. Домашнее задание: Составить связный текст о своей маме по записанным в тетради схемам предложений.

III. Итоги урока, выставление оценок

Рефлексия “пяти пальцев”:

Итак, ребята, мы с вами повторили тот материал по теме “Синтаксис и пунктуация”, который изучали на уроках ранее. Скажите, пожалуйста,

  1. что нового вы узнали сегодня?
  2. что показалось вам интересным?
  3. чему вы сможете научить маму, папу, братика, сестренку?
  4. о чем вы сегодня расскажите дома?
  5. как и что я сейчас себя чувствую?

Дети массируют каждый пальчик своей руки, соотнося его с указанным выше вопросом и одновременно отвечая на поставленные вопросы.

Список литературы:

  1. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа, 2004
  2. На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике). Сборник статей из опыта работы учителей/Сост. А.В. Прудникова. – М., 1962
  3. Фирсова Е.В., Петрушенкова Н.П. Урок-игра “Путешествие по стране русский язык” в V классе//Русский язык в школе. – 2004. – № 1. – с. 42-45