Классный час на тему "Хвала тебе, хлеб!"

Разделы: Классное руководство


Цель

  • Ознакомить с историей создания хлеба. Роль хлеба в питании человека.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу
  • Знакомить с народными традициями

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход занятия

Презентация.

Слайд № 1

Наш классный час хочется начать со стихотворения Александра Балина “Вот хлеб – высок, румян и свеж” .

Вот хлеб-высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Никакого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно
А жатва, если зной или град?!
Их много-всяческих преград -
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глух, не слеп
Цени народный, трудный хлеб.

Беседа

Ребята, скажите, без чего не может прожить человек? (без пищи, без хлеба) Бесценное сокровище ломтик хлеба. Стар и вечно молод хлеб.

Сколько лет хлебу?

Слайд № 2

Есть свидетельства и летописи, которые служат точками отсчета его возраста.

Слайд № 3

В музее Цюриха есть удивительный экспонат – кирпичик хлеба. Это самый древний образец хлеба. Он был выпечен 6 тысяч лет назад.

В музее Нью-Йорка хранится круглый каравайчик. До нас дошло свидетельство особого почтения, которое жители городов оказывали хлебопёкам. Пекарь разделяет славу на равных с богом сотворённое чудо. Ему слава, почёт и уважение.

Самый древний памятник пекарю установлен в Риме. 2 тысячи лет тому назад творил хлеб пекарь Эвризак, он делал своё доброе дело на совесть. Современники воздвигли ему монумент высотой в 13 метров.

Слайд № 4

Растения, зёрна которых годятся в пищу, называют словом хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормилицы – пшеница, рожь и ячмень – имеют особое название жито. Слово жито народ произвел от слова жить.

Слайд № 5

Сначала люди изобрели кашу. Самая первая каша – предок хлеба. Первую крупу получили путем дробления зерна, растирания между двух камней. Так получили крупу, затем муку.

Слайд № 6

Замесив муку на воде, получили первое тесто. Из этого теста на раскаленном камне испекли лепешку. То был первый пресный хлеб.

Слайд № 7

В России хлеб считался главным богатством.

Слайд № 8

У хлеба есть одна особенность: он никогда не приедается. Хлеб употребляют все люди в течении всей жизни.

- Скажите, а где выпекают хлеб в нашем городе? (на Нефтекамском хлебокомбинате, который образован в 1959 г. В 1993 г. зарегистрировано как ОАО, открытое акционерное общество, а в 2005 г. начало свою работу под новым брендом “Хлебосольный”. Сегодня в состав хлебокомбината входят три производства: хлебное, булочно-бараночное и кондитерское. Ассортимент продукции насчитывает более 200 наименований.

Горожане Нефтекамска, Агиделя, Уфы и жители 10 районов северо-запада РБ по достоинству оценивают продукцию хлебосольного. Дипломов и медалей удостоены хлеб “Шифа”, хлеб “Особый”, хлеб “Семейный”, хлеб “Полевой”, булочка “Дуслык”, “Забава”, завитушка “Камская”. Изделия предприятия номинированы как “лучшая продовольственная продукция России” и удостоены серебряных и бронзовых медалей.

(Выставка) Слайд № 9, 10

Слайд № 12

Технологический процесс производства хлеба состоит из следующих операций: приготовление опары, теста (замес, брожение, созревание, деление, округление, формирование) расстойка и выпечка. Готовое тесто подаётся на делительную машину, которая делит на одинаковые по весу куски. По конвейеру куски проходят через округлитель, затем будущие булки и батоны подаются в расстойный шкаф. Простояв в шкафу несколько минут, готовые заготовки увеличиваются в объеме; после хлеб подают в печь. Корочка подрумянилась. Мякиш пропекся. Хлеб готов.

Буханка хлеба – это настоящий осколок солнца на нашей земле.

Слайд № 11

В питание хлеб имеет огромное значение в связи с такими ценными свойствами, как аромат, вкус, эластичность, пластичность и пористость мякиша, цвет корки и внешний вид. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждает аппетит.

Хлеб на половину удовлетворяет потребность человека в углеводах, на треть в белках, более, чем на половину в витаминах группы В, солях фосфорах и железа.

Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых пищевых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений и других, длительное время сохраняющих свою биологическую активность

 Загадки (Раздаю жетоны):

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Их зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб, каравай)

 Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (хлеб)

Бьют меня палками,
жмут меня камнями,
держат меня в огненной пещере,
режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (хлеб)

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей! (хлеб)

Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (блины)

Сидит на ложке,
Свесив ножки. (лапша)

Маленькая, сдобная,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем-
Разделю ребятам всем. (бублик)

Слайд № 13

Обычаи разных народов.

Вокруг хлеба возникали суеверия. Считалось грехом встать спиной к человеку, выпекающему хлеб. Говорили такое: “Как человек относится к хлебу, такая у него и душа”.

В самые торжественные моменты в жизни выносят хлеб на расшитом полотенце гостям и говорят так: “Мы рады гостям! Хлеб тому свидетель”.

- Вспомните, в какие моменты в жизни так говорят? ( Открытие школы, встреча президента, молодоженов, гостей и др. страны). Хлеб не простой свидетель, но и поручитель. “Клянусь хлебом” говорят в народе. Множество народов кормятся хлебом и каждый народ возвышает хлеб в своих обычаях. Хлеб – это не только продукт питания. Это традиции, взгляд на смысл жизней.

Азербайджанцы, аварцы на куске хлеба принимали клятву. Отступление от этой клятвы каралась смертью. Грузины перед боевой схваткой подкладывали под кольчугу хлебную лепёшку- она даст дополнительные силы. Среди мусульман был не писанный нравственный закон: нельзя вставать на хлеб, чтобы дотянуться до лежащего высоко Корана. Но на Коран встать можно, если понадобится с высоты достать хлеб.

Служители церкви внесли свой вклад в правдивую легенду о хлебе и немало сделали для воспитания в народе благоговейного отношения к хлебу . Монастырские пекарни печатали на хлебе надписи: “Хлеб святой”, “хлеб всемогущий”, “хлеб вечный”. Хлебные тарелки тоже испещрялись уважительными словами. Подобная пропаганда хлеба велась последовательно, гласно, широко и была эффективна.

Коллективная перекличка

“Хвала тебе, хлеб!”

/декламация

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился хлеб.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите,
Берегите хлеб родной!” (хором)
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!” (хором)

Цена одной буханки черного хлеба 16 рублей. Как вы думаете, дорого это или дешево? (Хлеб выращивает вся страна, конструкторы создают машины, рабочие собирают их, нефтяники добывают нефть, получают горючее, колхозники сеют и выращивают хлеб. Вся страна работает, чтобы хлеб пришел к нам на стол).

Не всегда люди могли досыта кушать хлеб, это было в годы Великой Отечественной Войны. Когда г. Ленинград был окружен немцами и продуктов питания не было. Люди умирали от голода.

Ленинградский блокадный

В дыму ленинградское небо,
но горше смертных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба.

Сто двадцать пять грамм

Говорят, что хлебом единым.
Но все-таки, именно хлебом жив человек.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”.
(В. Суслов)

 О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба “с огнем и кровью пополам” писали и будут писать, это потрясло и будет потрясать.

На Ленинградском фронте боец получал 350 грамм ленинградского хлеба, но это в бою на льду Финского залива, под ветром и дождем Балтикти.

Факты о хлебе блокадного Ленинграда.

Слайд № 15

Хлеб выпекался из смеси:

  • Пищевой целлюлозы – 10 процентов
  • Хлопкового жмыха – 10 процентов
  • Обойной пыли - 10 процентов
  • Вытряски из мешков 2 процента
  • Кукурузной муки 3 процента
  • Ржаной муки 73 процента

Были и другие добавки и примеси, снижавшие питательность хлеба.

Те 125 граммов блокадного хлеба были единственным продуктом в сутки.

Не смотря на продолжительные бои под Ленинградом продолжали работать хлебзаводы, пекари продолжали печь хлеб. Хлеб – любой ценой. “В один из налетов на завод было брошено 7 фугасов и 240зажигалок”– вспоминает тестовед Горшкова М.И.

Осенью 1941года завод остановили : не было топлива, электроэнергии и муки. Простояли три месяца. Завод пускали зимой, для того чтобы отогреть помещение, разжигали костры прямо в цехах .В печи были вмурованы котлы, в них растапливали снег и на этой воде замешивали тесто.

Из чего же состоял блокадный хлеб?

Слайд № 16

История борьбы и сопротивления ленинградцев образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи его вытащили, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом

Я помню хлеб.
Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями,
Не поручись, что был без лебеды.
Я крошки подбирал после еды…

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.

На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах. А Пискаревку кто забыл? Там персональных нет могил... Там вечный молчаливый стон Терзает память тех времен. Им не достался тот кусок. Лежащий здесь у ваших ног. Кусок, не подаривший жизнь... Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь. Кто предал хлеб?

После войны страна вздохнула с облегченьем, и хлеб стали выращивать больше.

Слайд № 17

На Руси всегда было особое почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется7 кг. Или 15 батонов. Если их умножить на число людей живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн. Человек участвовали в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры? Если буханка или батон зачерствеет, и их выбросили, значит, зря трудились хлеборобы, мукомолы, напрасно стоял у жаркой печи – пекарь.

Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ. Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.
(К. Мусорин)

Слайд № 14, 15

 Подведение итогов

В старину хлеб резал самый уважаемый член семьи. Перекрестившись, стоя, отрезал он ножом равные ломтики, как будто борозду прокладывал, так старательно. Чтобы ни одна крошка не упала на пол. По обычаю казахов хлеб резали на белой скатерти, а крошки сыпали в пиалу, заливали молоком и давали детям. Уважительное отношение к хлебу должно сохраняться и в наши дни. К хлебу надо относиться уважительно и бережно.

Я подсчитал. Ежедневно в столовой нам дают кусочек хлеба. Он стоит 1 рубль. Если один ученик не съест за неделю 5 кусочков, то за месяц он потеряет 20 рублей, а за год 700 рублей. Это много или мало?

- Сколько надо брать хлеба во время еды? (столько, сколько ты съешь)

- Как надо относиться к хлебу? (Бережно и уважительно)

В прошлом детей за небрежное отношение к хлебу наказывали не только строго, но и больно.

Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глух, не слеп
Цени народный, трудный хлеб.
“Хвала тебе, хлеб!”

Литература.

  1. Б. Алмазов “Наш хлеб” .: Издательство Ленинград, 1985 г.
  2. Л.И. Жук “традиции, обычаи, обряды”.: Издательство Минск, 2004 г.
  3. М. Ивин “Хлеб сегодня, завтра”.: Издательство Ленинград “Детская литература”, 1980 г.
  4. Е.А. Назаров “Трудом взращенный”.: Москва “Экономика”, 1986 г.