Час нравственности "Человек и труд"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у будущих граждан страны.

Материалы: Название занятия на доске, карточки с пословицами, карточки со словарными словами.

План:

  1. Вступление. Объяснение пословиц. Чтение стихотворения Э. Мошковской.
  2. Беседа о значении труда с включением художественного материала.
  3. Анализ высказываний выдающихся мыслителей.
  4. Чтение цепочкой пословиц.
  5. По всем пунктам плана – словарная работа.
  6. Задание – вывод.

Наше занятие называется «Человек и труд». Задача – в процессе занятия, выяснить: каково же значение труда в жизни человека и человечества, словарь, имена выдающихся деятелей.

В начале хочу вас спросить: как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?

Что же такое леность?

Почему человек ленится?

Перечислите, пожалуйста, пороки (недостатки), к которым ведёт лень (не работают, не доводят дело до конца, откладывают дело на «потом» и т. д.).

Каждый человек должен в жизни иметь цель, и для достижения её должен быть ответственным и уверенным в себе.

Послушайте стихотворение писательницы Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живёт Лежебока – кровать Лежебоке высока, полы от кровати далёко.
Слезать Лежебоке – морока. Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока. Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко: - Кабы ещё бы два бока.

Вопросы:

  1. Какого человека называют лежебокой? (лежит на боку и ничего не делает).
  2. Почему человек ленится? (ничего не хочет добиться в жизни, нет цели, к которой нужно идти, легко всё достаётся, а потом человек привыкает к этому и т. д.).
  3. Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением. ( Трудолюбивый, работящий).
  4. Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете? (трудолюбивому, труд облагораживает человека, у него есть цель в жизни, есть к чему стремиться, труд оценивается, можно купить что – то в магазине).
  5. Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? (Естественно).
  6. Какую роль в этом играют родители, педагоги? ( Трудолюбие зависит от воспитания, с раннего детства приучают детей ухаживать за собой и своим жилищем, помогать взрослым, просто так, без труда в жизни достичь ничего не возможно).

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение.

«Мозоль».

На Гошкиной ладошке проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки, чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама: - К директору пойду.
Пусть завтра же отменит уроки по труду!
Ходил насупясь папа. Рассерженно гудел.
-Учитель – просто шляпа, увечье проглядел.
На труд пеняла тётя, и бабушка и дед:
- Школьная работа идёт дитю во вред!
А между тем у Гошки мозоль была от ложки.
(Г. Граубит).

Вот такое интересное стихотворение. О чём же оно? Кто прав, а кто нет?

А теперь для вас задание: опишите, пожалуйста, любой трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка комнаты, поход, рыбалка и т. д.) Всё ли у вас получалось? Как вы думаете, существует ли бесполезный труд? (в основном, дети считают, что не существует).

Я вам через некоторое время докажу, что бесполезный труд существует.

В литературе есть такой жанр – басня (словарь). Именно в баснях авторы высмеивают все человеческие пороки, но конкретно имён не называют, а вместо них используют названия различных животных.

Все мы, которые учились, и вы, которые сейчас учатся в школе, на уроках литературы неоднократно встречались с произведениями великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (словарь). Приведу примеры названия басен из школьной программы: « Волк и ягнёнок» (« У сильного всегда бессильный виноват…»), «Ворона и лиса» (« Вороне где – то бог послал кусочек сыра»…), « Стрекоза и муравей» («Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела»…) и многие другие.

Мне нравится читать басни, так как я тоже не идеал и у меня тоже есть недостатки. После прочтения басен, касающихся моих недостатков, я стараюсь их в себе искоренять.

Вам советую обязательно прочитать басни И. А. Крылова.

А сейчас я хочу вам прочитать отрывок из басни Крылова «Обезьяна».

Мартышка вздумала трудиться!
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она- то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит,
Рекой с бедняжки льётся пот;
И наконец, она, пыхтя, насилу дышит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудилась много ты,
Да пользы в этом нет.

Как вы считаете, какой труд описан в этой басне? (бесполезный).

Вот послушайте, как отозвался о бесполезном труде Дмитрий Сергеевич Лихачёв (словарь): «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? Как приобрести и развить их? ( Воля, чувство долга, ответственность, твёрдость – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд. С другой стороны, они сами создаются в процессе труда.)
  2. Что изменится в характере человека, если всё ему даётся без труда? ( Человек привыкнет, что для достижения какой – либо цели не нужно прилагать усилия и когда это везение закончится человек может пропасть. Например – дети – выпускники детских домов.)
  3. Каково значение труда в жизни человечества? Приведите примеры. ( Все мы знаем, что именно труд превратил обезьяну в человека. Без труда не было бы ничего.)

Вот как сказал о труде известный писатель Виталий Александрович Закруткин (словарь): « Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора, до микроскопа, от первого лемеха (словарь) до Эйфелевой башни (словарь) – создано трудом.

Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом, и назовут творцом».

Вы, наверное, все слышали крылатое выражение « Кто не работает, тот не ест». Что такое « крылатое выражение»? (словарь)

Так вот, как вы думаете, что обозначает выражение «Кто не работает, тот не ест». ( Без труда не будет ничего, и чтобы вкусно есть, надо работать).

Знаменитые слова изначально звучали так: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», а принадлежали они апостолу Павлу (словарь).

Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общественной, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

А теперь послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой «Пётр I» и ответьте на вопросы.

«Пётр I» (словарь).

Труда Пётр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: « Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (словарь), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (словарь). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше сего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день».

Вопросы:

1. Что заставляло Петра I трудиться? Для чего вообще человек трудится?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин).

Эти слова великий писатель сказал о Петре Великом.

2. Какому человеку интереснее жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит бездельничать и почему?

Интересны высказывания выдающихся людей.

Вольтер (словарь) утверждал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

  • Как вы понимаете это изречение?
  • От каких зол спасает работа вас?
  • Какая работа приносит вам радость?
  • Почему возникает эта радость?

«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен» Антуан де Сент- Экзюпери (словарь).

Оцените высказывания. Выскажите свои суждения.

Давайте вспомним поговорки и пословицы о лени и трудолюбии. Я вам раздам карточки, а вы вслух зачитываете текст и даёте объяснение содержания.

  1. Кто не работает, тот не ест.
  2. Лентяй и шалопай – два родных брата.
  3. Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  4. Живот да головка – всегда у ленивых отговорка.
  5. Глаза с поволокой, роток с позевотой.
  6. Терпенье и труд всё перетрут.
  7. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  8. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  9. Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
  10. Лень – мать всех пороков.

Почему народ придавал большое значение этим качествам?

Можно ли избавиться от лени? Как?

Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты.

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам оценить степень своего трудолюбия.

  1. Охотно выполняешь любую работу. Ищешь работу сам и стараешься сделать её хорошо.
  2. Как правило, охотно берёшься за работу. Случаи нежелания редки.
  3. Редко охотно берёшься за работу.
  4. Чаще стараешься уклониться от любой работы, ленишься.

Сопоставь свои данные со своим поведением, и сделай вывод для себя.

Словарь.

  1. Басня – краткий иносказательный (нравоучительный) рассказ – стихотворения.
  2. Крылов Иван Андреевич (12.11.1769 – 09.09.1844), баснописец, драматург, журналист.
  3. Лихачёв Дмитрий Сергеевич – известный академик, писатель (1906 – 1999).
  4. Лемех – рабочая часть плуга.
  5. Закруткин Виталий Александрович (27.03.1908 – 10.10.1984)- прозаик, публицист, литературовед.
  6. Эйфелева башня – 300 метров, в Париже ( Франция) по проекту Эйфеля, в 1889 году – символ достижения техники.
  7. Апостол Павел – в христианской мифологии один из апостолов Иисуса Христа. Церковь приписывает ему 14 посланий, включённых в Новый завет.
  8. Крылатая фраза – немного перефразирована, но не теряет смысла.
  9. Пётр Великий – русский царь, I российский император, государственный и культурный деятель России (1672 – 1725).
  10. Червонец – золотая монета, достоинством в 10 рублей.
  11. Алтын – монета достоинством в 3 – и копейки.
  12. Вольтер – французский писатель, философ, историк (21.11.1694 – 30.05.1778).
  13. Антуан де Сент Экзюпери (1900) – писатель, гуманист, публицист. Участник второй мировой войны. Погиб в воздушном бою против фашистов в 1944 году.