В.М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы.

Цель развивающая: Развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.

Задачи:

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас.

Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Задачи:

  • воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;
  • воспитывать интерес к чтению.

Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр и диск;
  • учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

Оборудование учащихся:

  • учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • карточки с тестом для проверки знаний содержания и идеи сказки;
  • листы для групповой работы.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащегося Цель этапа
1. Орг. момент
(2 минуты)
Организация класса.
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.
Приветствуют учителя. Слайд 1
Цель: настрой на работу, повысить познавательную активность.
2. Вводная беседа.
(5 минут)
– Какая эта мелодия, ребята?
– Понравилась ли она вам?
Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
   
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
– Прочитайте отрывок со слайда.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела. Слайд 2
– Вы догадались о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?
– Мы сегодня продолжаем работу над этим произведением.
– «Сказка о жабе и розе». Цель: формулирование темы
Слайд 3
– Чем для нас интересны произведения этого писателя?
– Сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку.
– Учат, намекая. Текст этого писателя – это загадка. На доске иллюстрации.
– Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? – Жаба и роза вместе не смотрятся, они разные.  
3. Работа над новым материалом.
(30 минут)
– Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки. Назовите их.   Цель: проверка домашнего знания и понятия сюжета сказки, подготовка к дальнейшей работе над произведением.
– Найдите описание цветник. Скажите кратко, каким вы его представили?
– Найдите описание розы.
– Как автор раскрывает нам образ жабы?
– Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
– Чей это был цветник?
– Роза росла в старом тенистом сад. Он запущенный, старый.  
– А почему он был так запущен? – Мальчик заболел.  
– Скажите, пожалуйста, чем заканчивается эта история? – Мальчик умирает.  
– Что вы думаете об этом?
– Почему автор решил так закончить свою сказку?
– Жалко его.
 
Проблемная ситуация
– Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадку писателя Гаршина. В этом нам поможет следующий слайд.
Мир жабы злобен:
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье, она сотворена любить. Вот эти 2 противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня: добро и зло разоблачить.
Слайд 4
– Кто-то, может, догадался о чем пойдет речь на уроке? – Наша задача - понять, что существуют 2 мира: добро и зло.
– Узнать, почему такой финал у сказки.
Цель: сформулировать основную цель урока.
  – Разгадать загадку заголовка. Слайд 5
– А для этого попробуйте
выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану.
1. Красота
2. Размер.
3. Окраска.
4. Запах.
5. Отношение к жизни.
Выборочное чтение
– А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.   Слайд 6     
– Подробно ли описана красота розы? – Нет, описана кратко.  
– А что описано? – Утро, роса, все вокруг.  
– О чем это говорит? – Роза счастлива.  
– Какие чувства испытывает роза? – Плакать не от горя, а от счастья жить.  
– Когда плачут люди от счастья? Ответы детей  
– Главное для розы: – Счастье жить.  
– Что помогает понять счастье розы? – Аромат.
 
– Что автор использует для этого? – Автор использует эпитеты, образные определения.  
– Найдите строчки. – Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами. Выборочное чтение
– Что вы поняли?
– Говорит ли автор об этом напрямую?
Автор использует аллегорию.
– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.
– Роза счастлива.
Цель: пополнить словарный запас учащихся
– Выберем точные подробные выражения. Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Слайд 7
– Вывод: в чем счастье для жабы и розы?
Жаба – лень, роза – жизнь.
 
4. Физминутка
(1 минута)
– Мы отлично потрудились и немного утомились. Приготовьтесь все, ребятки, для глаз зарядка.
– Соберем розы в корзинку.
Учащиеся следят глазами. Цель: профилактика переутомления глаз и общего переутомления.
Слайд 8, 9
– Продолжим работу, ребята.
Работают в группах по карточкам Слайд 10
Цель:
развивать умение обобщать и анализировать текст, слушать одноклассников
1, 2 группа (стр. 172, 175)
1. Докажите, что жаба завистлива.
2. Распределите чтение.
3. Какие слова автор использует для описания жабы?
4. Докажите, что она нехорошая.
Что она придумала?
3, 4 и 5 группа (стр. 171-172, 175)
1. Докажите, что роза добрая и красивая.
2. Что описывает автор?
3. Назовите мир вокруг розы.
4. Какими человеческими качествами наделена роза?
5. Что больше всего хотела роза?
6. Докажите, что роза и мальчик похожи.
7. Какая у них душа?
– Спасибо группам.
Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа.
Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.
 
– Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята? Они оба умирают, оба любили прекрасное.  
– Где же кульминация в сказке?
– Зачитайте, как к нему приходит смерть.
– Он боялся умирать?
– Зачем ему нужна была роза?
– Когда мальчик умирает. Слайд 11
– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?
– Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Жаба» и «Роза»?
– Нет, мы так не можем сказать.  
– Какова же главная мысль сказки? 1. Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. О хорошем всегда помнят.
4. Люди, которые делают добро- прекрасны, жадные и ленивые- отвратительны, их никто не любит.
5. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Опорные слова-карточки на доску.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
Работают самостоятельно Цель: проверить знания содержания и идеи сказки.
5. Итог урока. Домашнее задание.
(4 минуты)
– Проверьте работу в паре.
Оцените работу.
– Кто нам помог сегодня в раскрытии идеи замысла автора в ходе урока?
Самооценка своей работы Слайд 12, 13
Цель:
развивать умение делать выводы, оценивать работу одноклассников.
1. Творческое задание: составить по опорным словам небольшое стихотворение, связанное с темой урока.
2. Ответить на вопросы сказки.
Спасибо за урок и за помощь мне в его проведении!
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.