Интегрированный урок (развитие речи + музыка) на тему "Описание по воображению и памяти"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. Воспитание чувства прекрасного (через музыку и изобразительное искусство)
  2. Повышение интереса учащихся к классической музыке (вообще), к сен-сансу (в частности)
  3. Ознакомление учащихся с новым для них композитором (сен-сансом) и одним из его шедевров ("лебедь")
  4. Развитие связной письменной и устной речи
  5. Развитие умения видеть, слушая музыку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Ноутбук, проектор, cd диски с презентациями и музыкой к уроку;
  2. Магнитофон;
  3. Листы с выписками из словаря синонимов; стихи о лебедях;
  4. Книжная выставка "лебеди, лебеди, белые лебеди:" (лебеди в русской и зарубежной литературе)

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ УРОКА)

2. Вступительное слово учителя русского языка:

- Сегодня вас ждёт встреча с прекрасным, ещё одна страничка музыкальной энциклопедии откроется для вас. Для сочинений по воображению и памяти предлагается программная музыка, т.е. такая, содержание которой поясняет сам композитор эпиграфом, названием, словесным комментарием. Слушая программную музыку, мы, по словам Д.Б. Кабалевского, как бы видим её. Представленные картины можно описать словами, и получится сочинение на основе восприятия музыки. Наш урок посвящается французскому композитору, пианисту и дирижёру Камилю Сен-Сансу.

Учитель музыки:

Родился он 9 октября в 1835 году в Париже. Вошёл в историю не только как музыкант, но и как педагог. Был автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, рисовал карикатуры. Его познания в физике, археологии и истории не уступали эрудиции иных учёных. Сен - Санс родился в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей). Яркое музыкальное дарование у композитора появилось в соль раннем детстве, что составило ему славу второго Моцарта. С трёх лет он уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять музыку, с 10 выступал как пианист. В 1848 году поступил в Парижскую консерваторию, по окончании которой он уже становится зрелым музыкантом, автором многих сочинений. Сен - Санс работал в различных соборах Парижа, много гастролировал. Неоднократно посещал Россию. Он был дружен со многими русскими музыкантами. Среди его произведений особой популярностью пользуются опера "Самсон и Далила", Симфоническая поэма "Пляска смерти", зоологическая фантазия "Карнавал животных". До конца своих дней, композитор жил полнокровной творческой жизнью. Умер в Алжире, возрасте 85 лет, 16 декабря 1921 года. Похоронен в Париже.

Рассказ о Сен-Сансе сопровождается презентацией (Приложение 1file:///E:/FESTIVAL/599936/pril1.zip) Слайды 1 - 9.

Учитель русского языка

- Какие ассоциации возникают у вас при слове ЛЕБЕДЬ?

Ответы учащихся

- Действительно, уже в русском фольклоре лебедь был символом чистоты, красоты и верности. Неслучайно в свадебных народных песнях невесту называли лебёдушкой.

Но кроме этого, Лебедь - символ возрождения, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя.

Почитание лебедей имеет очень древние корни. Археологи обнаружили их изображения при раскопках поселений каменного века. В мифологии разных народов достаточно широко отражена связь лебедей с солнцем.

Именно лебеди приходят на помощь попавшим в беду героям (сказка про "Ивася и Лису"), в лебедей обращаются девицы, спасаясь от нежеланного замужества (сказка "Семь Симеонов").

В "Слове о полку Игореве" с девой-лебедью сравнивается обида, растущая в русских войсках. Она плещет своими белыми крылами на синем море у Дона, там, где томится в плену Игорь: "Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону; плещучи, упуди жирня времена".

Библиотекарь

В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, Сарасвати, со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.

Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой, от этого союза с ним Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, виновница Троянской войны. Этот миф представляет собой вариант космогонического мифа о происхождении мира из космического яйца. Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.

Иногда Лебедь выступает в качестве тотема. Якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят - от брака шамана с девицей-лебедем. Небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода Чёрных Лебедей.

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.

Лебедь объявлен национальной птицей Финляндии. 2009 год был объявлен Союзом охраны птиц России Годом лебедя.

(Подборка материалов помещена в Приложение 3)

Учитель русского языка

- И в фольклоре, и в литературных произведениях часто встречаются лебеди. Вспомните, в каких произведениях лебедь - один из главных героев.

После ответов учащихся - краткий обзор литературы разных жанров (библиотекарь).

Учитель русского языка

- С образом лебедя связаны два устойчивых выражения. Одно из них - ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ. Знаете ли его значение?

Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой образов - умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик ("лебединая песня") и мертвый, низвергается в воду.

Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии ("Лебедь" Р. Державина, "Царскосельский лебедь" В. А. Жуковского). Песня умирающего лебедя - это песня поэта, а его белизна - искренность. Знаменитая "лебединая песня" - обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.

В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.

Учитель музыки:

- По преданию, номер "Умирающий лебедь" появился почти случайно. Восходящей звезде Мариинского театра Анне Павловой понадобился концертный номер, и она пришла к знаменитому хореографу Михаилу Фокину с просьбой помочь в выборе музыки. Фокин в то время увлёкся игрой на мандолине и разучивал популярнейшую в то время в музыкальных салонах пьесу "Лебедь" Камиля Сен - Санса. Номер - почти импровизация - был поставлен им за несколько минут (это было в 1905 году). Балерина плыла, стряхивая с рук - крыльев воображаемые капли, к финалу медленно опускаясь на пол и, как писал очевидец, принимала "смерть в позе, полной такой несказанно скорбной чистоты, что самый беспечный, самый буйный зал замирал от горестного восторга". В варианте Фокина - Павловой номер получил название "Умирающий лебедь". Закончив артистическую карьеру, Павлова поселилась в Лондоне. Её дом стал знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда водились лебеди. Балерина очень любила фотографироваться с ними. В 1924 году в Голливуде был снят фильм о знаменитой балерине, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с дивными лебедями. И назывался он "Бессмертный Лебедь". При всей гениальности танца Анны Павловой, нельзя не отметить, что сама музыка Сен - Санса не содержит ничего, что связано с образами смерти, она стремится выразить лишь изящную и мечтательную пластику птицы, которая соль часто вдохновляла поэтов и музыкантов.

Продолжение презентации. (Приложение 1) Слайды 10 - 11

(Анна Павлова и её "Умирающий лебедь")

Учитель русского языка:

- Второе устойчивое выражение - ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ.

Учитель музыки:

- Прекрасно сказал и спел о лебединой верности в своей песне Евгений Мартынов. Он является автором стихов и музыки. Мы послушаем эту песню в исполнении Софии Ротару.

Продолжение презентации (Приложение 1). Слайды 12 - 14.

Фрагмент из песни Мартынова "Лебединая верность" в исполнении С. Ротару

3. ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Учитель русского языка:

- Но всё же самый прекрасный образ лебедя в музыке принадлежит Камилю Сен-Сансу.

Учитель музыки:

- "КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ" - зоологическая фантазия для ансамбля инструментов. Была написана в 1886 году. Всего 14 номеров. Персонажи. Выведенные на этом карнавале, предстают - кроме лебедя - в шутливом, а порой даже в карикатурно - сатирическом виде. Причём в некоторых случаях композитор имел ввиду не только собственно животных, сколько человечески характеры, которые они олицетворяют.

- Попробуйте догадаться по характеру музыки, кто стал героями пьес Сен-Санса.

Звучат несколько музыкальных пьес. Ответы учащихся

Учитель музыки:

Это произведение Сен - Санс не предполагал публиковать при жизни. Он опасался за свою репутацию "серьёзного композитора". Единственный номер из этой "Большой зоологической фантазии", которому композитор позволил появиться в печати - "Лебедь", самое знаменитое из всех виолончельных соло (13 номер).

- Итак, слушаем пьесу "Лебедь" из зоологической сюиты "Карнавал животных". Ваша задача - попытаться увидеть то, что видел, чувствовал автор, создавая эту прекрасную мелодию.

Первое прослушивание музыкальной пьесы.

Учитель русского языка:

- Попытайтесь словами описать свои впечатления. Какую картину вы мысленно представили?

- Составьте описательные обороты к слову ЛЕБЕДЬ, чтобы избежать повторов. В этом вам помогут листы с выписками из словаря эпитетов.

  • Величественная, царственная птица
  • Величавая гордая птица
  • Белоснежное диво
  • Прекрасное белоснежное создание

- Все ли определения будут однородными? (нет, запятая не всегда нужна)

- К какому роду относится Существительное ЛЕБЕДЬ? Ведь вам нужно согласовать прилагательные и глаголы в роде, числе. (Мужской род, в народно-поэтической традиции - женский род)

- Подберите однокоренные слова. (лебёдушка, лебединый, лебяжий)

- Что во внешнем облике этой птицы сразу бросается в глаза? (шея)

- Опишите её, подобрав эпитеты, ведь сочинение будет создаваться в художественном стиле. Выписки из словаря эпитетов русского языка и словаря синонимов помогут найти нужные слова. (Длинная, изящная, гибкая, изогнутая)

4. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ НА ТЕМУ "СЛУШАЯ ПЬЕСУ К.СЕН-САНСА "ЛЕБЕДЬ".

1. Повторное прослушивание мелодии Сен-Санса на фоне презентации "Белое чудо земли" (Приложение 4).

2. Работа учащихся над сочинением.

5. ЧТЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ (НА ФОНЕ МУЗЫКИ СЕН-САНСА).

Чудесная встреча

"Слушая "Лебедь" К. Сен-Санса", я представил такую сказочную картину. Белоснежная лебёдушка прилетела на одинокое чистое озеро. Она скучает. Грустно склонила она к прозрачной воде свою изящную длинную шейку. Но водяное зеркало отразило только её саму и белоснежные, как она сама, облака.

Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
К.Бальмонт

Но вдруг бездонное голубое небо затуманилось: это спускается на воду гордая величественная птица. Царственно прекрасный лебедь величаво приближается к одинокой птице, и лебёдушка легко поднимается к нему навстречу. Лебеди начинают красиво и изящно кружиться над лесным озером. Хрустальное озеро отражает каждое движение этого волшебного танца. Белоснежные лебеди больше никогда не расстанутся. Прекрасной лебёдушке не придётся больше грустить в одиночестве.

Вот лебеди медленно удаляются в небесную глубь и растворяются в ней. Наверное, они будут прилетать сюда снова и снова, ведь это озеро стало местом их первой встречи. И опять повторится их чудесный танец в певучей и бездонной тишине:

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель русского языка

- Вы хорошо поработали. Мы увидели вас другими глазами: вы чуткие, отзывчивые, способные к эмпатии (сопереживанию) ребята. Спасибо за работу на уроке. Может, кто-то хочет поделиться возникшими на уроке мыслями и чувствами? Вам слово.

Ответы учащихся.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: отредактировать сочинение, подобрать эпиграф.

Использованная литература и ресурсы Интернета:

1. http://www.udmpravda.ru/default/art...icle=1260818200

2. http://www.bylina.info/zvery/zvery.php?name=50201

3. В. Дёмин. Тайны русского народа. - М., Изд-во: "Вече", 2006 г.

4. Сайт Константина А. Сидорова "Русская природа": http://rwn.by.ru

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Изд-во "Наука", 1981 г.

6. Обухова С. Лебедь-символ. // Человек без границ.