Внеклассное занятие во 2-м классе "Ваши права и обязанности, дети"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • ознакомить учащихся начальной школы с основными правами и обязанностями ребёнка;
  • формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
  • ознакомить с правами школьников;
  • способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Ход классного часа

Вступительное слово.

Дорогие ребята, сегодня мы решили провести "День семейного общения". Сегодня у нас будет царить любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе повторим права и обязанности детей, увидим несколько сценок и попробуем сами определить какие права были нарушены сказочными героями.

1 ведущий:

В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны.

2 ведущий:

Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств - членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей.

1 ведущий:

В ней говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.

2 ведущий:

Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

1 ведущий:

Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Из словаря Ожегова: "Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять".

Какие права есть у вас:

Всё начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Давайте повторим памятку:

Я начинаю, а вы продолжите.

У меня есть:

- право на имя, отчество, фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и воспитание;

- право на общение со своими родителями; бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;

- право на защиту и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

- право выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- Вспомним сказку Андерсена "Гадкий утёнок". Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утёнка (Он был не похож на других). Имеют ли право люди относиться так к человеку , который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

2 ведущий: А сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки "Морозко"

Сценка "Морозко"

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родная дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке : "Умница". Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошутит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспоришь.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

1 ведущий.

Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?

Дети отвечают.

1 ведущий.

Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

2 ведущий.

Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягались в ней?

Сценка "Снежная королева"

Герда. Бабушка, а правда, сто Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда. (Обняв Кая) Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда. (Плачет).

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы, какие - то гадкие! (Толкает вазу)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (Отрывает окно)

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других, красивых вещеё, а ещё дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом, и они уходят.

Кай. (кричит) Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

1 ведущий.

Ну что ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушила королева.

Учащиеся отвечают.

2 ведущий.

Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

1 ведущий.

Одна из статей Конституции даёт детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Но эти объединения должны приносить пользу людям, сохранять, защищать кого-либо.

2 ведущий. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения, эксплуатации детей со стороны другого лица.

1 ведущий.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из сказки. А вы должны угадать сказку, её героев и определить право, ребёнка, которое нарушено.

Сценка "Золушка"

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сёстры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копает, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!

2 ведущая.

Дорогие родители, вы, конечно, тоже узнали эту сказку. Я надеюсь, что среди вас нет таких мам, которые нарушали бы права на отдых и досуг ваших и чужих детей.

Кроме прав у детей есть и обязанности. Что означает слово "обязанности"?

(Ответы детей)

Мы обязаны:

- Хорошо учиться

- Приходить в школу вовремя

- Внимательно слушать учителя во время уроков

- Быть аккуратным и вежливым;

- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах

- Не бегать и не кричать на переменах

- Не мешать окружающим

- Обязательно выполнять требования дежурных в школе

- Беречь учебники и школьное оборудование

- Уважать труд технического работника.

По словарю: "Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения".

Вспомните свои обязанности. (Ответы детей)

Игра: "Закончи предложение"

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен:

- В школе я имею право:

- Дома я должен:

- Дома я имею право:

- Как понимаете выражение "право на ошибку"? (ответы детей)

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?

- Какие ошибки совершаете вы сами? (ответы детей)

- Как понимаете выражение "на ошибках учатся"?

Вывод.

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Вопросы:

- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках и в подвалах?

- Кто защищает ваши права? (государство)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (быть дружными)

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда всем членам общества выполняют свои обязанности и не нарушают права)

И небольшое обращение к взрослым

Стих "Новый закон"

На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я издать закон
Для взрослых обязательный.
"В дни отдыха, - гласил бы он,-
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей".
Пусть надпись - буквы покрупней! -
Там ярко освещается:
"Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается".
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.

Сегодня мы рассмотрели права и обязанности школьника. Вы должны знать, что нужно уважительно относиться к правам других.

- На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.


Приложение

Мы обязаны:

- Хорошо учиться

- Приходить в школу вовремя

- Внимательно слушать учителя во время уроков

- Быть аккуратным и вежливым;

- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах

- Не бегать и не кричать на переменах

- Не мешать окружающим

- Обязательно выполнять требования дежурных в школе

- Беречь учебники и школьное оборудование

- Уважать труд технического работника.

Мы имеем право на:

- обучение;

- любовь и заботу;

- отдых и игру;

- медицинское обслуживание;

- достаточное и здоровое питание;

- равноправие со взрослыми;

- выражение своих взглядов;

- участие в общественной жизни класса;

- уважение человеческого достоинства.