Вечер встреч в семейном клубе "Семейные традиции"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка:

1. Родительское собрание на тему "Уроки семейной любви".

2. Оформление плаката "Семейные традиции".

3. Составление учениками генеалогического древа своей семьи, оформление выставки "Кто мы? Откуда мы?".

4. Оформление фотовыставки "Загляни в семейный альбом" (интересные кадры из фотоальбомов учеников).

5. Оформление выставки поделок учащихся.

6. Сочинения учащихся на темы: "Моя семья", "Кем я могу гордиться в моей семье", "Династии", "Наши имена", "Семейные традиции и праздники".

7. Поиск старинных документов и вещей, хранящихся в семье, подготовка выставки "Семейная реликвия".

8. Подготовка презентации (Приложение 1), музыки.

Оборудование:

1. Аудиотехника и фонограмма песни "Родительский дом" (из репертуара Л. Лещенко).

2.Грамоты и сувениры для награждения учащихся.

3. Сундук со старинными вещами.

Ход праздника

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята!

Ученик: Добрый день, уважаемые родители!

Педагог: Мы рады приветствовать уважаемых гостей в семейном клубе "Друзья". Тема нашей встречи: "Семейные традиции ". Мы с вами много и долго готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем только не довелось побывать в течение этого времени!

Ученик: Мы составляли свои родословные, выступая в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали семейные старинные вещи; журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного.

Педагог: Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Ребята, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит в трудную минуту.

(Ответы детей)

Ученик: Конечно же, наши мамы, бабушки, папы, родные и близкие нам люди - семья.

Педагог: Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей)

Ученик: Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Педагог: Человек рождается на свет, растет, задумывается: "Кто я? Откуда мои корни?" Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

Педагог:

Славный род своих семей
Долго все мы изучали.
Поколенья своих предков
В родословной отмечали.

Ученик:

Здесь найдешь ты маму с папой,
Бабушек и дедушек.
Ну, а кто пытливей всех,
У того большой успех.

Педагог:

Поколенье не одно
В родословной расцвело.

Ученик: А зачем нам знать своих предков, которых мы никогда не видели?

Педагог: На это вопрос тебе ответят ребята

1.

Если спросят сын иль дочка:
"Кем мой предок был, скажи?"
Рассказать мне им придется
Все, что знаю, от души.

2.

И не мямлить, и не мяться.
-Мол, не помню, хоть убей.
Вот поэтому занялся
Родословной я своей.

3.

Ведь не дань капризной моде -
Предков знать за 300 лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.

4.

Жаль того нам, кто не помнит
Жизни предка своего.
Мы свои копали корни -
Накопали кой - чего.

5.

Родословные ведутся
С очень долгих-долгих лет
Мы откроем вам сегодня
Родословных всех секрет.

6.

Помните, не отрывайтесь
От корней своих родных,
Не стыдитесь, не стесняйтесь,
Что кровей не голубых.

7.

Пусть истории семейной не написаны тома,
Будем, мы всегда гордиться тем,
Чем дорожит семья.

Педагог: Мы с вами составляли свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как у А.С. Пушкина, но каждая семья старалась. Давайте спросим у семьи:, как они работали над родословной. (Рассказы семей :).

Педагог: Мне очень хочется дать вам совет: храните ваши работы для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение.

Ученик: Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Педагог: Готовясь к встрече, мы узнали, что наши родственники сражались в ВОВ. Ребята писали о них в своих сочинениях (Ребята зачитывают сочинения).

Сочинение Дарьи "Мой замечательный прадедушка"

Мой папа рассказывал мне о своем дедушке - моем прадедушке Ефиме Яковлевиче. До войны он жил в селе Колгомцево. В 1938 году его забрали служить в армию. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, мой прадед храбро сражался с врагом на границе. Сначала наши войска отступали, но затем перешли в наступление. В августе 1944 года в жестоком бою он погиб. Он отдал свою жизнь за счастье и независимость нашей Родины.

Перед войной прадедушка Ефим встретился с моей прабабушкой, и у них родился сын, мой дедушка Владимир.

Сочинение Романа "Мой замечательный прадедушка"

Моя мама рассказывала мне о прадедушке. Его звали Сергей Алексеевич. До Великой Отечественной войны он жил в селе Панфилово и работал в колхозе.

Когда началась война, прадедушка ушел добровольцем на фронт и попал в инженерные войска. Всю войну он ставил переправы через реки под обстрелом фашистов, обеспечивая наступление наших войск.

Вернувшись с войны, прадедушка Сергей встретил мою бабушку, и они поженились. Моя мама и я гордимся своим прадедом.

Сочинение Фармана "Мой замечательный прадедушка"

Мой папа рассказывал мне о своем папе - моем дедушке. До Великой Отечественной войны он жил в Азербайджане.

Во время войны его забрали в действующую армию на фронт. Всю войну прошел мой дедушка, защищая нашу Родину от фашистских захватчиков. Он имеет много наград.

К сожалению, дедушка умер, но я и моя семья всегда будем помнить его.

Педагог: Пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими людьми. О своих родственниках вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь своими мыслями.

Сочинение Евгения "Моя замечательная бабушка"

У меня есть замечательная бабушка. Ее зовут Клавдия Павловна. Моя бабушка - уважаемый человек. Всю свою жизнь она проработала в колхозе полеводом. У бабушки есть награды, грамоты, ей присвоено звание "Ветеран труда".

Бабушка Клава живет в деревне. На летние каникулы я всегда уезжаю к ней. Мне там очень нравится.

Бабушка - мой лучший друг. Я ее очень люблю.

Сочинение Максима "Моя бабушка - ветеран труда"

Моя бабушка Евдокия Михайловна родилась в годы войны под Смоленском. В семье было пять человек. Отец бабушки ушел на фронт, был ранен и попал в госпиталь в наш город Муром. После войны он очень долго искал свою семью, а когда нашел, то семья переехала жить в Муром. Здесь бабушка окончила школу и стала работать на заводе имени Дзержинского. У моей бабушки много наград за хорошую работу.

Я очень часто со своей мамой и сестренкой ходил в гости к бабушке. Она пекла вкусный пирог, часто читала мне сказки, играла со мной.

Когда заводу исполнилось 75 лет, моей бабушке присвоили звание "Ветеран труда" и написали о ней статью в газете.

Я горжусь своей замечательной бабушкой.

Сочинение Дмитрия "Моя бабушка - ветеран труда"

Моя бабушка Надежда Андреевна родилась в 1938 году в деревне.

После школы она работала на заводе. Моя бабушка - ветеран труда. У нее много наград за хорошую работу.

Сейчас бабушке 70 лет, но у нее до сих пор много друзей, которые приходят за советом. Моя бабушка добрая и отзывчивая, она помогает мне делать уроки. А какие вкусные блины она печет, просто объедение!

Бабушка мой лучший друг. Я ее очень люблю.

Сочинение Яна "Я люблю свою замечательную бабушку"

Я хочу рассказать о своей любимой, замечательной бабушке Надежде Яковлевне. Она родилась в 1953 году в городе Прокопьевске.

В школе бабушка была отличницей, ее любили и хвалили все учителя. Она участвовала в олимпиадах за школу, любила ходить в походы, увлекалась историей, посещала исторический кружок. После школы поступила в медицинский институт, у нее незаконченное высшее образование.

Бабушка работала воспитателем в садике. Ее группа состояла из больных детей. С годами бабушка поменяла работу и стала моляром- штукатуром, а затем продавцом. Но главное предназначение моей бабушки - воспитание своих внуков. А нас у нее четверо. Всех она любит, жалеет, всем помогает.

Мы живем большой, дружной семьей и тоже во всем помогаем ей.

У меня замечательная бабушка, я ее ни на какую другую не променяю.

Педагог: Многие из вас в сочинениях написали о том, что навещают своих бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых родителях - это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях.

Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, учителей.

Ученик: В нашем городе тоже есть знаменитые династии строителей, военных, учителей.

(Рассказы родителей о династиях)

Но династии могут быть не только профессиональные, но и спортивные, как, например, у Даши.

Сочинение Дарьи "Наша семейная спортивная династия"

У нас дружная спортивная семья. Мой дедушка Владимир учитель физкультуры. Всю жизнь он увлекался спортом и, своих детей, моего папу и его брата, дядю Андрея, с детства приобщал к нему.

Они занимались легкой атлетикой и лыжным спортом. Мой папа и сейчас любит лыжи. Зимой он тренируется и участвует в соревнованиях "Лыжня России". А мама любит плавание. Мы часто семьей ходим в бассейн. Так же наша спортивная семья очень любит такой зимний вид спорта, как коньки.

Моя сестра имеет 1-й спортивный разряд по художественной гимнастике. В настоящее время она входит в сборную института по легкой атлетике и участвует в соревнованиях.

А еще мы любим туризм, часто путешествуем на байдарках. Последний раз мы сплавлялись по реке Пре, что в Рязанской области в течение недели. Было очень интересно.

В настоящее время я посещаю секцию айкидо. Надеюсь, что в ней я научусь не только навыкам самообороны, но и обогащу свой духовный мир.

Педагог: Ребята, готовясь к данному мероприятию, мы с вами оформляли выставку "Загляни в семейный альбом". Как вы думаете, почему? Собирать и хранить семейные фотографии - еще одна традиция.

Педагог: Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых обязательно были и фотографии дорогих людей.

Ученик: "Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом", - поется в одной из песен. На нашей выставке представлены фотографии из домашних семейных альбомов.

Педагог: Давайте рассмотрим фотографии. Кто на них изображен? (Рассказ родителей и бабушек о фотографиях)

Семья - самое дорогое, что есть у человека. Народ много сочинил пословиц и поговорок о семье. А какие пословицы о семье вы знаете: (примерные ответы детей)

1. На что и клад, если в семье лад.

2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

4. Яблоко от яблони не далеко падает.

5. Согласную семью и горе не берет.

6. В семье любовь да свет, так и нужды нет.

7. Семья - печка: как холодно все к ней.

8. Дружная семья и землю превращает в золото.

Педагог: Ребята, а что делает дом домом, то есть домом не похожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей). Правильно человек живет, пользуется какими либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью память о дорогом нам человеке. У каждого дома, в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки или на даче можно найти старинные семейные реликвии.

Ученик:

Семейная реликвия -
Небольшой предмет,
Но ценят его мама,
Бабушка и дед.
Семейная реликвия
Хранит в себе тепло
Моих далеких предков,
И мне оно мило.

Педагог: Мы провели разведку - поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать, и сложили их все вместе в сундук. Многие из вас в своих сочинениях написали, что хранят старинные вещи в бабушкином сундуке. И у нас есть такой сундук - большой, расписной. Какие же тайны хранит наш сундук?

(Родители и дети достают из сундука семейные реликвиии рассказывают о них).

Педагог: Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких. История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Ученики:

  1. Есть традиции в семье -
  2. книги, лыжи и коньки,
    праздники, походы,
    песни, а еще пироги.

  3. От бабушки с капустой очень -
  4. очень вкусно.

  5. Я таких пирогов больше не встречала
  6. только съем пирожок начинай сначала

Педагог: Гостеприимство - это тоже добрая традиция. Дорогие гости, отведайте наше угощение.

Педагог: Сегодня мы много говорили о семейных традициях, для чего они нужны? (Чтобы было интересно, чтобы семья была дружной, крепкой, традиции помогают хранить историю семьи, помнить своих предков). Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Литература:

1. Дереклеева Н.И.Родительские собрания. М.:Вако, 2005.

2. Даль В.Пословицы русского народа. 2 том. М.:Художественная литература,1984.

3. Сборник материалов с ярмарки педагогических идей. Опыт и творчество. Муром: УО администрации округа Муром, 2000.