Занятие о культуре поведения и общения "Поговорим о вежливости"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Расширять представления ребят о культуре поведения и общения, способствовать формированию уважительного отношения к людям и умению правильно строить эти отношения.

Коррекция коммуникативных навыков через упражнение в использовании слов речевого этикета.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение "Импульс хорошего настроения".

2.

- Сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Она шла через лес и заблудилась и попала к нам. Давайте ей поможем найти дорогу к дому.

Маша. Ребята, помогите мне попасть домой!

Вед. Маша! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить. (Поздороваться, а затем сказать волш. слово - пожалуйста).

Маша повторяет просьбу вежливо.

Вед. Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила Ёжика.

Маша. Уходи, Ёжик, с моей дороги, дай мне пройти.

Вед. А Ёжик стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети помогают Маше вежливо попросить Ёжика.

Ёжик, здравствуй, дай мне пройти, пожалуйста.

Ёжик. Проходи, пожалуйста, Маша!

Вед. Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг недалеко она увидела лисичку.

Маша. Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались мне помочь? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказывали ребята. Здравствуй, лисичка! Будь любезна, помоги мне пожалуйста, найти дорогу к дому!

Лисичка. Здравствуй, Маша! Я живу рядом с твоим домом, на опушке леса и покажу тебе твою дорогу. Иди за мной.

Вед. Лисичка шла впереди, а Маша шла за ней и они вышли на тропинку. А вот и дом!

Маша. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Как мы его назовем с вами?

3.

- Каждый день вы встречаете множество людей. Давайте же посчитаем, со сколькими людьми вы встречаетесь ежедневно. В детском доме вы общаетесь с воспитателем, сотрудниками, друг с другом. В школе - с учителями, одноклассниками, поварами, библиотекарем, техническим персоналом. В магазине - с продавцом. Другими незнакомыми покупателями. На улице - с прохожими: старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одним только поздороваешься. С другим поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то обратишься с просьбой. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Общаться правильно, красиво, грамотно, нам помогают вежливость и культура поведения.

- "Ничто не обходится на так дешево и не цениться так дорого, как вежливость" - эти слова вы должны всегда помнить.

4.

- А теперь ребята, я хочу вам предложить составить вот такой "Цветочек вежливости", на лепестках которого мы с вами поместим слова Приветствия, Прощания, Благодарности, Извинения. Этот цветочек будет служить памяткой не только нашей кукле Маше, но и вам самим.

5.

- А сейчас мы с вами обратимся к русским народным сказкам и выясним, какое из вежливых слов там встречается, кто и в каких случаях его употребляет.

Встретились кума Лиса да серый Волк. - "Здравствуй, Лисонька" - говорит Волк. - "Здравствуй, куманек" - отвечает Лиса. (Лиса и волк).

По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девицу поглядывает. - "Здравствуй, девица!" - "Здравствуй, Морозушко, здравствуй батюшка," - отвечает красна девица. - "А тепло ли тебе, красная?" - "Тепло Морозушко, тепло батюшка!" (Морозко)

- Какое слово приветствия говорят все герои сказок? (здравствуйте)

К какому из наших лепестков мы его с вами можем отнести?

6.

Физкультминутка. Игра "Вежливо - невежливо"

- Если вы посчитаете что поступок вежливый - хлопайте в ладоши, если не вежливый - топайте ногами.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • При разговоре не перебивать старших.

7.

- Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

- А теперь, ребята, давайте подумаем, какое правила приветствия мы должны соблюдать, когда мы здороваемся. (Улыбаемся, смотрим в глаза человеку, говорим приятным голосом)

Пишем правила.

- Ребята, а вы знаете, как приветствуют друг друга люди в разных странах? (ответы детей) Я вам сейчас буду называть обычаи приветствия разных народов, а вы внимательно послушайте и давайте с вами придумаем свой способ приветствия.

Некоторые народы, например, здороваясь, снимают свой головной убор, левую руку они закладывают за ухо, еще при этом высовывают язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и сердцу.

8.

- А сейчас ребята я вам предлагаю вспомнить рассказ Валентины Александровны Осеевой "Волшебное слово".

- Давайте с вами вспомним кто главный герой рассказа?

- Каким мы видим Павлика в начале рассказа? (сердитым, раздражительным, грубым)

- Как Павлик обратился к старичку, сидящему на скамейке? Можно ли было так обращаться? А как нужно?

- Каковы же причины расстройства Павлика? Почему он плакал, кричал, ссорился с кем-то? (назвать 3 причины)

- Правильно ли вел себя Павлик по отношению к сестре, бабушке, брату?

- Почему старичок считал эти причины пустяковыми? (потому что все случившееся можно было исправить).

- Почему старичок решил помочь Павлику (потому что он не умел вести себя правильно).

- Какое слово он прошептал Павлику на ушко? (пожалуйста)Как нужно говорить это волшебное слово?

- Помогло ли волшебное слово Павлику? Как отреагировали сестра, бабушка, брат на волш. слово?

- Почему мальчик назвал старичка волшебником?

- Для какой цели Павлик выскочил из-за стола на улицу?

- Если бы старичок еще сидел на скамейке, чтобы сказал ему Павлик?

- Почему рассказ называется "Волшебное слово"?

- Ребята, а какие слова вы считаете волшебными? Правильно. А где мы их с вами встречали? (обращаемся к лепесткам)

- Нужны ли вообще волшебные слова и для чего?

- А вы верите в силу волш. слов, употребляете ли вы их в своей речи?

- Чему учит рассказ В. Осеевой "Волшебное слово"?

9. Заключительная часть.

- А теперь ребята я вам хочу предложить сделать солнышко, но оно будет не простым, а волшебным, лучики его будут разного цвета.

  • Зеленый - получил знания
  • Красный - узнал много интересного
  • Желтый - занятие очень понравилось
  • Синий - не понравилось.

- Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым и вежливым. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Ведь добрый человек это тот человек, который любит, помогает в трудную минуту. А любовь и помощь согревают, как солнце.

- Дарим всем мы солнышко -
Частичку света и доброты.
Слова любви и нежности
Дарим людям как цветы!

- Вот ребята и подошло к завершению наше с вами занятие.

- Я говорю вам большое спасибо, все молодцы!