Решение задач по теме "Сравнение". 6-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Цель урока: овладеть приёмами сравнения чисел, выражений, величин, систематизировать разрозненный материал в укрупнённую дидактическую единицу «Сравнение».

Образовательные задачи:

  • научиться решать задачи, нахождения 3 чисел по трем суммам чисел, взятых попарно, обобщить метод для 4 и более чисел,
  • узнать новые методы сравнения дробей и выражений,
  • применить свойство отрезка при решении практических задач на сравнение.

Развивающие задачи: анализируя подборку задач, убедиться, что во внешне непохожих задачах есть общие признаки, идеи – нужно уметь сравнивать: величины, количество объектов, деньги, расстояния, развивать познавательный интерес

Воспитательные задачи: воспитывать потребность овладения новыми приёмами, развивать мышление, анализируя данные задачи.

Средства обучения: дидактический материал – блок задач Приложение, модели куба, развёртки куба.

Форма: мастерская построения знаний, методика укрупненных дидактических единиц – УДЕ.

Гости: родители класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня в гостях родители. Решаем задачи по теме «Сравнение».

Цель: при решении нестандартных задач, овладеть методами решения задач и заданий на сравнение. Вы при решении каждой задачи должны зафиксировать ключевой прием в опорную схему или таблицу.

Ребята, какие ассоциации вызвали у вас слова «решать задачи»?

(Выслушать всех).

Бегло просмотрите подборку задач, разбейте задачи на блоки.

Какие задачи вошли в первый блок?

(В первый блок №1-3).

II. Решить задачи №1, 2, 3

Один ученик решает на закрытой доске.

  1. Человек, стоящий в очереди, перед вами был выше человека, стоящего после того человека, который стоял перед вами. Был ли человек, стоящий перед вами выше вас?
  2. Три черепахи участвовали в кроссе. Первая сказала: «Я пришла к финишу раньше второй». Вторая: «Я пришла к финишу раньше третьей». Третья: «Я пришла к финишу раньше первой». Как вы это можете объяснить?
  3. Какое число больше, если часть первого числа равна части второго?

III. Проверка, обсуждение способов решений.

Решение:

  1. Да, так как речь обо мне.
  2. 12, 23, 31, значит 11. Один ошибся.
  3. Второе, так как первое число равно 3 частям, а второе – 5 таких частей. Можно изобразить числа отрезками.

Итог. Решая данные задачи, убедились, что необходимы не только предыдущие знания, но и смекалка, нестандартность мышления.

Фиксируем приемы, примененные в задачах, в опорную схему:

1) представить ситуацию,
2) увидеть противоречие в логической цепочке,
3) представить числа в виде отрезков, выразить числа в одних единицах.

IV. Изучение нового материала.

Какие задачи вы объединили в блок с 5 задачей? Почему? Что общего в этих задачах?

(4, 5, 6, в них нужно найти числа по суммам чисел, взятых попарно).

Выберете одну из задач 4 или 5, решите её.

  1. 2 кг яблок и 1кг груш стоят 94 рубля. А 2 кг груш и 1 кг яблок стоят 80 рублей. Что дороже – 1 кг яблок или 1 кг груш? На сколько?
  2. На первой и второй полке 40 книг. На второй и третьей полках – 50 книг, а на первой и третьей – 60 книг. Сколько книг на каждой полке?

Решение:

  1. В первом случае стоимость больше на 14 рублей, цена яблок больше, цены груш.

  2. 1 способ.
    40+50+60=150 удвоенное количество книг на трёх полках.
    150:2=75 количество книг на трёх полках,
    75 – 40=35 книг на третьей полке,
    75 – 50=25 книг на первой полке,
    75 – 60=15 книг на второй полке.

    2 способ.
    40+50=90 (книг на 1, 2, 2, 3 полках)
    90 – 60=30 удвоенное количество книг второй полки,
    30:2=15 книг и т. д.
    40 – 15=25
    50 – 15=35

Какой метод применялся при решении 1 способом? Во втором способе?

Можно ли №4 решить таким способом?

Дома, решить задачу №4 способом, предложенным в задаче 5.

V. Закрепление нового метода, работая парами.

Решить задачу №6. Один ученик на закрытой доске.

  1. Школьники купили покупки. Первый за 1 пенал и 1 ластик заплатил 40 рублей. Второй за 1 ластик и 1 карандаш – 12 рублей. Третий за 1 пенал, 1 карандаш и 2 тетради заплатил 50 рублей. Сколько стоят 1 тетрадь и 1 пенал?

Указание: желательно сделать краткую запись

  1. краткая запись и решение: 1п 1л – 40р,
    1л 1к – 12р,
    1п 1 к 2 т – 50р, то сложив, получим
    что 2(1п++1т+1л+1к)=102
    1п+1т+1л+1к=51р.
    1п+1т=51-12=39р.

Что общего с задачей №5?

Что нового в этой задаче?

Фиксируем изученные методы в опорный конспект.

4) Сравнить разность.
5, 6) Нахождение суммы всех чисел, а потом каждого числа.

VI. Физкультминутка. Решение задачи 11.

Первоначально работаем с моделями куба, затем на развертке.

Убеждаемся на развёртке, что короткое расстояние между точками – отрезок. Сложить развертку и понаблюдать за видом линии.

Удивился – познал.

Дома № 12.

VII. Фронтальная беседа. Проговаривает каждый учащийся.

– Решая задачи третьего блока, познакомимся с новыми приемами сравнения дробей, сложения дробей. Задачи № 7, 8, 9.

  1. Какая из дробей больше: а) или ?

– Подумаете, как можно сравнить 2 данные дроби?

(1способ привести дроби к общему знаменателю).

– В данном случае удобно пользоваться этим способом?

(Нет, так большие знаменатели, громоздкие вычисления).

– Какие ещё предложения? 2 минуты.

Часть учащихся догадается привести к общему числителю и сравнить дроби по реже встречаемому правилу: если числители равны, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

Вызвать того, кто решил.

2 способ =, , то , значит  .

– А в следующем задании № 7 б): какая из дробей больше  или ? Предложить новый способ сравнения. Подумайте.

– Какое «хорошее» число находится близко от этих чисел? Можно ли этим воспользоваться? Какие числа нужно прибавить к каждому из чисел, чтобы получить единицу?

(  и ).

– Сравнить  и .

(, к первому числу добавили больше, чтобы получить одно и то же число 1, значит  ).

– Понаблюдайте, какие дроби заданы, по какому общему правилу? Можно обобщить это правило для других дробей такого вида? Если авс, то .

  1. Сравнить сумму + + +  и дробь .

Подумайте, как можно представить каждое слагаемое? Когда мы получаем в знаменателе произведение? (При сложении или при вычитании дробей  и ). Проверим,  + = ,  - = , аналогично представить каждую из дробей. Получим - +  - +  -  +  - = _=, .

  1. Политехническая олимпиада 10-11 класс. Сумма + равна 1); 2); 3)2; 4)нет ответа.

При разборе номера 8 часть учащихся увидеть, что номер содержит блок из номера 7: , поэтому видимо следует применить такую же идею. Трудность с  представить как =1-. 

Фиксируем изученные методы в опорный конспект:

7) Привести к общему знаменателю или числителю.
7) Сравнить дроби, дополняющие данные дроби до единицы.
8, 9) Заменить каждую из дробей разностью дробей.

  1. Дополнительное задание. Найти числа, если часть первого числа равна части второго. И одно из чисел на 20 больше другого.

VIII. Дома, попробовать решить задачу №4 способом, предложенным в задаче 5, № 12.

Осознать конспект урока

IX. Итог урока.

За 2 выполненных задания на уроке оценка – 5, за одно – 4.

Чему научились на уроке? Повторим методы сравнения чисел, величин.

Нескольким учащимся предложить зачитать опорный конспект урока.

Повторить приемы решения задач на сравнение, работая с задачами блока.

Фиксируем приемы, примененные в задачах, в опорную схему:

1) представить ситуацию,
2) увидеть противоречие в логической цепочке,
3) выразить числа в одних единицах.
4) Сравнить разность.
5,6) Нахождение суммы всех чисел, а потом каждого числа.
7) Привести к общему знаменателю или числителю.
7) Сравнить дроби, дополняющие данные дроби до единицы.
8, 9) Заменить каждую из дробей разностью дробей.