Применение информационно-компьютерных технологий воспитателем и музыкальным руководителем ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 59 Управления образования города Апатиты Мурманской области

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, развитию его информационной культуры. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Использование ИКТ вучебно-воспитательном процессе вдошкольном образовательном учреждении— это одна изсамых новых иактуальных проблем вотечественной дошкольной педагогике. Нами разработана, апробирована и успешно внедряется инновационная модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя по активизации познавательной и творческой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи посредством цифровых образовательных ресурсов.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

В образовательной области познание и музыка в работе с детьми логопедической группы с ТНР нами используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса и представленные в цифровой форме:

  • фотографии,
  • плакаты,
  • презентации,
  • видеофрагменты,
  • видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием лексической темы.

Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира, мы предлагаем интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Особое значение нами придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.

Коррекционная работа в детском саду компенсирующего вида тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей, так как тяжелые нарушения речи у детей замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора.

Используемая нами система межпрофессионального взаимодействия в работе учителя-логопеда, воспитателей и музыкального руководителя позволяет добиваться положительной динамики в развитии познавательных способностей детей, а также положительных результатов коррекционной работы в компенсации речевых нарушений.

Мы убеждены, что занятия для детей с ТНР должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование ЦОР на музыкальных занятиях и занятиях познавательного цикла, делают процесс обучения более интересным и интенсивным. Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Организация занятий, совместной деятельности, индивидуальной работы с детьми в речевой группе для детей с ТНР планируется согласно лексическим темам. Лексическая тема начинается с проведения занятия познавательного цикла. Подбор материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема занятия представлена на слайдах).
2. Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретных занятий презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
3. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей-логопатов. Тесты могут представлять собой варианты таблиц, карточек, визуального видеоряда.

Использование ЦОР по лексической теме «Зима»

(Старший дошкольный возраст)

Тема

Познание

Музыка

Лексическая тема «Зима», I неделя I блок «Тайны детского развития»

Занятие природоведческого цикла «Зима полна серебра»
демонстрационная презентация «Календарь природы. Зима», иллюстративный ряд «Деревья зимой»

II блок совместной деятельности: художественно-речевая деятельность

Демонстрационные презентации: «Снег», «Морозные узоры»,
Музыкальный видеоролик «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди

Индивидуальная работа

Презентация «Времена года»,
Плакат «Зимняя поляна»

I блок «Тайны детского развития»

Интегрированное музыкальное занятие «Музыка и краски зимы».
Демонстрационная презентация «Зимние напевы»
Музыкальный видеоролик «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди

II блок совместной деятельности:

«Играем музыку зимы» видеоролик
«Декабрь» из цикла ««Времена года» П.И. Чайковского

Индивидуальная работа

Пение песен о зиме karaoke, иллюстративный видеоряд

Лексическая тема «Зима», II неделя I блок «Тайны детского развития»

Занятие природоведческого цикла «Волшебница-зима»
Демонстрационная презентация «Зимняя сказка», иллюстративный ряд «Зимние пейзажи Кольского края»

II блок совместной деятельности: художественно-речевая деятельность.

Аудиоэнциклопедия «Декабрь. Календарь природы»
иллюстративный ряд «Погода зимой»,
видеоролик «Зимы я вовсе не боюсь»

Индивидуальная работа

Презентация «Календарь природы. Зима»,
иллюстративный ряд «Погода зимой»

I блок «Тайны детского развития»

Доминантное занятие «Ритмы зимы»
Демонстрационные презентации: «Снег», «Морозные узоры»
«Декабрь» из цикла ««Времена года» П.И. Чайковского – активное слушание музыки

II блок совместной деятельности:

Музыкально-театральная деятельность
Озвучивание видеоклипа «Елочка» Бекман

Индивидуальная работа

Иллюстративный видеоряд «Какой музыкальный инструмент лишний?»
Досуговая деятельность: вечер развлечений «Письмо Снеговика»
Демонстрационная презентация

Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают различные понятия;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется внимание и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • формируется тончайшая координация движений глаз.
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

В группе создана медиатека по следующим лексическим темам:

  • «Осень» (осенние превращения в природе, фрукты, овощи, ягоды, грибы)
  • «Зима» (природа зимой)
  • «Весна» (весенние изменения в природе
  • «Новогодние чудеса»
  • «Птицы» (зимующие и перелётные)
  • «Жизнь животных» (животные нашего края, животные жарких стран, животные Арктики)
  • «Растительный мир» (деревья, цветы)
  • «Всё о космосе»
  • «Декоративно-прикладное творчество» (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, дымковская роспись)

На занятиях познавательного цикла используем показ фотографий в цифровой форме. У детей с ТНР преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Фотографии отображают реальный вид предметов, живых существ, природных явлений, они достоверны, поэтому очень интересуют детей.

Нами созданы коллекции цифровых фотографий по темам: «Комнатные растения», «Мой город», «Волшебный камень апатит», «Дары леса», «Кто живёт в лесу», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Зимние пейзажи», «Погода», «Музыкальные инструменты».

Цифровые фотографии можно распечатать и использовать в качестве дидактического материала для работы с детьми-логопатами.

Во время проведения познавательных и музыкальных занятий используем плакаты (слайды), которые могут содержать набор картинок, правила, формулировки. Эти плакаты могут быть музыкальными, с голосовым сопровождением. Они удобны для классификации, сравнения, систематизации знаний. При необходимости их можно распечатать и использовать для дальнейшего показа.

Использование в работе фотографий в цифровом исполнении, плакатов, презентаций и видеороликов можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

С целью формирования музыкальной и общей культуры, развития музыкальных способностей, приобщения дошкольников к классической музыке нами создан электронный каталог цифровых образовательных ресурсов, куда входят:

  • плакаты «Ритмические письма», «Определи музыкальный инструмент», «Что делают зайчики?» и др.
  • портреты композиторов
  • демонстрационные презентации «Остров музыкальных сокровищ», «Угадай, на чем играю?», «Кого встретил колобок?» и др.
  • видеоролики цикла «Времена года» композиторов А. Вивальди, П.И. Чайковского, «В нашем оркестре» и др.

Опыт работы по использованию цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной и творческой деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи был представлен:

апрель, 2009г.
– открытый просмотр занятия по развитию речи «Весеннее путешествие» для воспитателей МДОУ;
декабрь, 2010г.
– открытое интегрированное познавательно-речевое занятие «Наш северный край» для воспитателей МДОУ;
март, 2010г.
– проектная модель интерактивного сценария для старших дошкольников «Мамина страна»
май, 2010г.
– проект «65 дней до Победы», проведение музыкально-интегрированного занятия «Памяти павших будем достойны!», демонстрация мультимедийной презентации «История Великой Отечественной Войны в лицах».

Благодаря использованию ИКТ появилась новая форма взаимодействия с родителями «Электронная родительская почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.

Данный проект открывает новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии, помогает создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединяя их в единую образовательную команду.

С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами активно ведется подготовка к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получает родитель на свой электронный адрес от педагогов ДОУ.

Посредством электронной почты, создается возможность общения родителей с педагогами, консультирования по вопросам воспитания и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано родителями, которые по ряду причин не имеют возможности встретиться с педагогами лично.

Проект «Электронная родительская почта» способствует решению основных задач информатизации дошкольного образования:

– создание и внедрение модели единого открытого информационно-образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей;
– внедрение дистанционных форм общения педагогов с родителями;
– использование ЦОР в индивидуальной работе с детьми в рамках непрерывного воспитательно-коррекционного процесса.

Используя ЦОРы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
ЦОР могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и детей с ТНР.