Урок для детей пяти лет по теме "Путешествие с Пушистиком"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. У детей с нарушениями речи зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.
Поэтому, одним из наиболее важных направлений в работе психолога с детьми с НР является развитие сенсорных чувств ребенка как предпосылки удачной интеграции в дальнейший образовательный процесс.

Цель: развитие функций ЦНС, речи, познавательных процессов через стимуляцию и развитие сенсорики.

Задачи:

  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания  мультисенсорной среды и использование приемов кинезиологии;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • развитие познавательных процессов;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • создание положительного эмоционального фона, групповое сплочение.

Необходимое оборудование:

  • Мягкая игрушка «Пушистик» (котенок или щенок, который может пищать при нажатии).
  • «Центр тактильности» – набор из 5 картонных или деревянных продолговатых брусков, которые обклеены материалами с разными тактильными поверхностями: фольга, наждачная бумага, махровая ткань, кожа, мех, шерстяная ткань, шелк, обои, поролон, дерево.

  • Игра «Угадай звук» (набор из пустых яиц из-под киндер-сюрпризов, заполненных попарно одинаковыми частичками – зерна, песок, пуговицы, фасоль, мелкие монетки) – 10-12 яиц; 

  • Полотно из полупрозрачной ткани (шифон, органза, шелк и т.п.) размером 2 х 2 метра, цвет – в зависимости от назначения игры. У нас – голубой.
  • 2 маленькие шкатулочки разные по форме или цвету: одна наполнена маленькими сувенирами (наклеечками, искусственные жемчужинки, игрушки из «киндера» и что-то подобное), вторая – пустая;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог выходит к детям и представляется.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут… я сегодня пришла к вам не одна, а вместе со своим другом, котенком, которого зовут Пушистик. Давайте поздороваемся с ним! Сейчас Пушистик к каждому подойдет, а вы представьтесь и скажите так : «Здравствуй, Пушистик! Меня зовут Марина (например)».

(Дети здороваются и представляются Пушистику).

– А Пушистик пришел не с пустыми руками к вам! Он принес вам подарки – вот эти две шкатулочки: одна – для послушных детей, там находятся подарки, а другая  – для непослушных детей, что там, я не знаю. Кто будет хорошо себя вести на занятии, тот и получит подарок из этой вот шкатулочки.
Но у Пушистика большое несчастье! И ему нужна ваша помощь! Все дело в том, что Пушистика заколдовала злая волшебница, и он не может теперь говорить, не может сказать нам, какой же главный сюрприз он для всех нас приготовил. Давайте поможем Пушистику, расколдуем его!
Сейчас я вам раздам вот такие полосочки, на которых наклеены разные кусочки ткани, бумаги и т.д. (Игра с «Центром тактильности»)

– Вы должны сейчас с закрытыми глазами угадать, какая из этих полосок больше всего похожа на шерстку Пушистика.
Посмотрите, какой он мягкий. Какая у него пушистая шерстка. Закройте глазки. Потрогайте полосочки и найдите тот кусочек,  который больше всего похож на его шерстку. Если мы все правильно угадаем, то Пушистик будет расколдован!

(Дети с закрытыми глазами угадывают, если им сложно, то психолог сначала подносит им Пушистика, чтобы они его погладили, а потом по памяти угадали на мягкость полоску).

– Молодцы! Послушайте! (Психолог незаметно нажимает на звуковой аппарат, спрятанный внутри игрушки и игрушка мяукает). Наш Пушистик говорит вам спасибо, и предлагает в подарок путешествие!
Давайте сейчас сядем вот на этот  волшебный ковер (психолог подводит ребят к ткани и садится вместе с ребятами) и полетим. Чтобы никто не упал мы возьмемся за руки и будем поддерживать друг друга, а Пушистика положим в центр. Полетели!

(Психолог стимулирует раскачивание группы, но следит за тем, чтобы раскачивание не привело к баловству и никто не вылетел с полотна).

– Ну вот мы и прилетели! Куда же это мы попали? Давайте наденем волшебные очки и посмотрим! (Психолог показывает, как из пальцев рук модно сделать колечки-очки).

– Что вы видите? Я вижу пальмы, вот там прекрасное озеро, здесь песок, а чуть дальше трава.. а что вы видите? (Психолог выслушивает ответы ребят)

– А что вы слышите? Чтобы лучше слышать, давайте потрем ушки вот так! (Психолог показывает как надо массажировать ушные раковины)

– Что вы теперь слышите? (Пока ребята массажировали ушки, психолог достает из кармана заранее спрятанное там яйцо из-под киндера, заполненное песком или манкой. При сотрясании это яйцо издает звук, подобный звучанию гремучей змеи).

– Ой! Ребята! На что похож этот звук? Как вы думаете? (Снова потрясает яйцо и выслушивает ответы ребят)

– Правильно! Это змейка! А как вы думаете, какая она? Красивая? Добрая, или злая? (Выслушивает ответы).

– Змейки бывают разные. Бывают добрые и злые. Теперь она добрая и звучит вот так! (Снова трясет яйцом). А когда она злится, то звучит вот так! (Берет другое заранее заготовленное яйцо, наполненное монетками или фасолью, и трясет его).

– Давайте попробуем найти пару к нашим змейкам! (Игра с пособием «Найди пару») Каждый из вас должен сейчас найти пару доброй или злой змейке. (По выбору детей каждый ребенок ориентируясь на издаваемый звук находит пару).

– Молодцы! Хорошо справились с заданием! Но нам пора улетать назад, а пока мы не отправились давайте здесь посадим добрые семена и вырастим из них добрые деревья, чтобы все, кто живут в этой местности – и змейки, и цветочки, и птицы – все были добрыми.

(Игра «Посади семечко» с полотном)

– Давайте представим, что мы и есть добрые семена. Сейчас мы вот так сядем, свернемся калачиком, как семечко (психолог показывает как надо сесть – на колени, голову положить на колени, лицо спрятать, руками обхватить колени, можно лечь на бочок в позу «эмбриона»). А сейчас вас накроет мягкий волшебный снежок, который потом растает и превратится в волшебную водичку (накрывает группу полотном мягко, позволяя полотну опускаться как парашутик на детей). Водичка напитала наши семена, выглянуло солнышко и начали показываться маленькие зеленые росточки (психолог говорит деткам, чтобы они потихоньку расправляли ручки, выставляя их через ткань к «солнышку», тем временем, медленно и аккуратно стягивает полотно с детей так, чтобы ткань нежно скользила по детям).

 – Наши росточки все выше и выше, и вот они уже деревья (показывает, что надо встать и распрямиться в полный рост), деревья подняли к небу ветви и закачались: высокие, могучие, добрые.
Ну а теперь нам пора отправляться назад. Вокруг себя обернись и снова дома очутись! а Пушистик раздаст свои подарки. По-моему все вели себя хорош о, не так ли? Ведь мы все стали добрые, сильные, тогда открываем шкатулку и берем подарки. (Психолог позволяет ребенку засунуть руку в шкатулку и на ощупь выбрать и взять подарок).

– Давайте скажем «Спасибо» Пушистику за такое интересное путешествие и за подарки и попрощаемся с ним (дети благодарят Пушистика), и я говорю вам «До свидания!»

– Занятие окончено.

Список используемой литературы.

1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.