Конкурс эрудитов в старшей коррекционной группе VIII вида

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: старший дошкольный.

Цели.

  1. Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  2. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: географическая карта России, иллюстрации с изображением 4 времен года, эмблемы, “билеты” на поезд.

Ход занятия

Комментарий Занятие проводится в виде соревнования двух команд.

Детей разделить на команды следующим образом: картинки с изображением четырех времен года разрезаются на 2 части (получается 8 половинок). Так как детей в группе больше, необходимо иметь по 2 или 3 картинки (разные) с изображением зимы, весны, лета, осени. Части картинок перемешиваются и раскладываются на столе рубашкой кверху. Каждый ребенок берет по одной, рассматривает ее и ищет свою “половинку”. Когда все картинки собраны, воспитатель просит детей, у которых на картинках изображено время года, идущее после осени, встать слева от него; у кого время года, после которого начинается осень, встать справа; тех, у кого время года, наступающее после зимы - слева; после лета - справа.

Каждая команда придумывает себе название. Например, можно спросить детей о том, какие цветы появляются первыми. (Подснежники). Это и станет названием команды с карточками весны.

- А какие цветы появляются летом? Растут осенью?

Соответствующие названия появятся и у команд. У воспитателя заранее должны быть заготовлены эмблемы. За правильный ответ команда получает подснежник или ромашку, или какой-либо другой цветок, в зависимости от названия.

I. Организационный этап. Постановка целей

II. Основная часть занятия.

Воспитатель. Вы готовы отправиться в путешествие? Поезд уже ждет.

Роль поезда могут выполнять банкетки, поставленные друг за другом. Начало поезда обозначено стулом. На каждом вагоне - его “номер” - геометрическая фигура, имеющая вполне определенный размер: большой или маленький. Дети идут в кассу и покупают билет. Билет-карточка, на одной стороне которой обозначен вагон. На другйо стороне – две цифры.

Большая цифра показывает, сколько детей может ехать в вагоне, маленькая - сколько игрушек разрешается взять в этот вагон. Карточек с одинаковым номером и количеством пассажиров и игрушек должно быть по 2.

На всех билетах большая цифра 2, а на маленьких - от 2 до 8. Таким образом, два человека должны будут распределить между собой определенное количество игрушек. Кроме чисто математической задачи (состав числа), детям приходится решать и личностную.

При проверке билетов “контролер” - воспитатель просит детей “прочитать” номер вагона (например: большой зеленый круг, маленький красный квадрат и т.п.) и обговорить с ними количество пассажиров и игрушек.

Наконец билеты проверены и можно отправляться в путь.

Первая остановка.

На столе у каждой команды альбомный лист, 5 прямоугольников, длина которых равна длине альбомного листа, а ширина каждого равна 1/3 ширины альбомного листа. Прямоугольники белого, синего, красного, зеленого и желтого цвета. Необходимы также кисточки и клей. Команды должны склеить флаг России.

Вторая остановка.

- Знаете ли вы Москву? На двух столах разложены открытки с видами современной Москвы (башни Кремля, Большой театр, Третьяковская галерея, театр Образцова, памятник Ю. Долгорукому, Вечный огонь, Останкинская башня).

Команды, посовещавшись, должны назвать объекты, изображенные на открытках.

Задание капитану. Показать на карте Россию и указать места, где наиболее холодно и наиболее тепло. В то время как капитан одной команды выполняет задание, капитан другой -отворачивается.

Третья остановка.

Задание. Подберите календари погоды в соответствии с временем года, изображенным на ваших картинках.

На двух столах, стоящих поодаль друг от друга, разложены календари погоды. Причем на столе для команды “Подснежники” есть и “летние” календари, а на столе команды “Ромашки” - “зимние”.

Четвертая остановка.

Один ребенок из команды “Подснежники” идет в команду “Ромашки”, которая называет ему какого-либо зверя. Его-то и нужно ребенку изобразить как можно точнее, так, чтобы его команда смогла отгадать, о каком звере идет речь. Игра проводится 4-6 раз.

Пятая остановка.

Детям предлагается отдохнуть и подкрепиться.

По одному человеку от команды подходят к столу, на котором лежат различные фрукты и овощи. Дети закрывают глаза и каждому в рот кладут кусочек чего-либо (одного и того же). Узнав на вкус еду, каждый ребенок подходит к своей команде и выбирает из лежащих на отдельном столе картинок ту, которая изображает съеденный им фрукт или овощ. Затем к столу подходят следующие члены команды и т.д. В конце игры карточки двух команд сравниваются.

Шестая остановка.

Конкурс капитанов: блицтурнир. Капитанам по очереди задаются вопросы в достаточно быстром темпе. Если капитан затрудняется, ему помогает команда.

  1. Чего на поле больше - ромашек или цветов?
  2. Кого в лесу больше - медведей или зверей?
  3. Каких птиц больше улетает осенью - птиц или ласточек?
  4. Кого больше в степи - зверей или травоядных?

• Седьмая остановка.

Детям предлагается “сварить” борщ. На двух столах, стоящих в разных концах группы, находится кастрюля, а овощи, необходимые для приготовления борща, находятся на одном столе, стоящем посредине.

Кроме этого, на столе лежат и такие овощи, которые для борща не нужны, а также фрукты. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее соберет все необходимое.

Восьмая остановка.

Для этого задания потребуются большой лист бумаги (1/2 ватманского листа) и фломастеры.

Каждой команде предлагается нарисовать человека (одной - мальчика, другой - девочку). Рисовать должны одновременно все. Выигрывает та команда, которая это сделает быстрее и лучше.

Чтобы выполнить это задание, детям нужно не только уметь рисовать, не только знать части тела человека, но и учиться сотрудничать друг с другом.

Игра “Стоп”

Играют обе команды. Под музыку дети танцуют. С остановкой музыки они должны принять позу и выражение лиц, которые изображены на карточке, показанной воспитателем. Причем, если на карточке девочка, то мальчики садятся на корточки, а девочки принимают соответствующую позу. И наоборот.

Девятая остановка.

На столе разложены картинки с изображением ухвата, горшка, печи, лучины, стола, сундука, платяного шкафа, плиты, кастрюли. Найдите предметы, которых не было в старину.

Десятая остановка. Конкурс капитанов: блицтурнир.

- Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?

- Каким гребешком не причешешься?

- Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым.)

- В какую косу не вплетешь ленту?

- Сколько концов у одной палки? (Два) У двух? (Четыре) У двух с половиной? (Шесть)

- Какой город в России самый большой: Новгород или Псков? (Москва)

- Какая птица из яйца родится, а яиц не несет? (Петух.)

- Моего отца зовут Иван Петрович. Моего сына зовут Михаил Иванович. А как зовут меня? (Иван Иванович)

- На березе 6 больших шишек и 2 маленьких. Сколько всего шишек на березе? (На березе шишки не растут)

- У зверя броненосца две передние ноги, две задние, да еще две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца? (Четыре)

- Что в суп кладут, а не едят? (Лавровый лист)

III. Заключительный этап занятия. Подведение итогов

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте посмотрим букеты, которые вы собрали.

Считаются подснежники у одной команды и ромашки - у другой. Их количество сравнивается. Все дети получают по небольшому сувениру. Занятие можно завершить чаепитием.