Цель урока: наблюдение за горением свечи.
Задачи:
- Формировать умение проводить простейшие опыты, а также умение наблюдать физические и химические явления, различать их и делать выводы на основе наблюдений. Способствовать усвоению понятий физические и химические явления.
- Развивать познавательную активность, развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: парафиновая свеча, стеклянный стакан, известковая вода, крышка.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет совсем необычный урок, на котором проведем небольшое наблюдение. И объектом этого наблюдения будет предмет, который по сегодняшний день не перестает удивлять нас. Попробуйте отгадать, что это за предмет?
-«Они бывают большие и маленькие, разного цвета и формы и даже с запахом».
- «При них гадают. Они создают таинственность, сними всегда связано волшебство».
- «С ними встречают Новый год».
- «Влюбленные проводят при них романтический вечер».
- «На день рождения их ставят в торт»,
- «Ими пользуются, когда нет электричества».
(Ответы учащихся)
Учитель. Молодцы ребята! Вы догадались, что этот таинственный предмет, рассеивающий тьму, заменяющее электричество, без которого не возможен романтический вечер и день рождения – этот предмет свеча.
А великий физик М.Фарадей, который изучал горение свечи, сказал следующее:
«Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, - который при этом не был бы так или иначе затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».
На нашем уроке представлена выставка свечей. Здесь Вы видите различные виды: хозяйственные, столовые, чайные, гелевые, для торта и другие. Сейчас мы с Вами будем участниками выставки «Мир истории свечи» (экскурсию проводят учащиеся).
3. Экскурсия в «Мир истории свечи» (Презентация)
Учащийся 1.
Что такое свеча? За ответом на этот вопрос мы решили заглянуть в толковый словарь Ожогова, в котором дается следующее описание:
«Длинный тонкий цилиндр из какого-нибудь жирного вещества (воска, стеарина) с фитилем внутри, служащий для освещения».
Учащийся 2.
В словаре В.И. Даля дано следующее определение: «Свеча, свечка – горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит само вещество свечи, усиливаясь через это, и светит, освещая потемки».
Учащийся 1.
Далее, нас заинтересовал следующий вопрос: «А как давно возникла свеча?» Изучив много литературных источников и Интернет – ресурсы узнали следующее.
Учащийся 2.
Считается, что история создания свечи началась в древнем Египте еще 5 тысячелетий тому назад. Египтяне брали полый тростник и окунали в растопленный жир, таким образом, получали первые свечи и факела.
Учащийся 1.
Продолжили усовершенствовать свечу – римляне. Они первые начали использовать фитиль при изготовлении свечи. Такие свечи сильно коптили и обладали неприятным запахом, т.к. при изготовлении использовался жир животных.
Учащийся 2.
В средние века люди стали использовать для приготовления свечей воск – продукт пчеловодства. Воск не дает копоти, не приятного запаха, горит ровно и ярко. Каждая домохозяйка умела приготовить в домашних условиях свечу.
Учащийся 1.
В 1834 году была изобретена машина, которая позволила автоматизировать процесс изготовления свечей. Изобретателем этой машины является Джозеф Морган.
Учащийся 2.
В 1850 году был изобретен парафин, из которого делается большинство современных свечей. Парафин получают из нефти. Получение парафина дало возможность изготавливать дешевые свечи, чем восковые и подобные ему вещества. Свечи из парафина горят так же ярко, как и воск, не выделяя неприятного резкого запаха, которым обладают жировые свечи. И так, мы получили свечу, которую люди используют, и по сей день.
Учащийся 1.
Хозяйственные свечи - свечи, сделанные из не подкрашенного парафина, имеют простую цилиндрическую форму и белесый цвет.
Учащийся 2.
Столовые свечи - подобно хозяйственным свечам, имеют удлинённую цилиндрическую форму (ровный цилиндр или длинная конусообразная форма).
Хозяйственные и столовые свечи нуждаются в подсвечнике, т.к. они неустойчивы из-за своей формы.
Учащийся 1.
Пенько́вые свечи - свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами.
Учащийся 2. Церковные свечи – выполненные в основном из воска, в христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света.
Учащийся 1.
Чайные свечи - иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Они помещаются в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромо-лампах.
Учащийся 2
Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе - на пикнике, на даче, на природе, во время представлений и шоу.
Учащийся 1.
Тростниковая свеча - тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.
Декоративные свечи – выполненные в основном из пищевого парафина с добавлением красок и служат для украшения комнат и подарков.
Гелевые свечи – выполненные из свечного геля, создают романтическую обстановку (можно сделать своими руками и подарить близкому человеку в день рождения).
Учитель. Благодарим ребят за интересный рассказ об истории создания свечи, и переходим к следующему этапу урока - к наблюдению за горением свечи. Перед началом работы я напоминаю Вам правила техники безопасности (Приложение 1).
4. Лабораторная работа: «Наблюдение за горением свечи»
Опыт №1.
Зажгите свечу. Установите ее на крышку, предварительно накапав расплавленный парафин.
Учитель. Что Вы наблюдаете?
(Ответ: при горении видим свет, внизу под пламенем свечи плавится парафин, образуя круглую лужицу.)
Учитель. Осторожно поднесите руку к свече. Что Вы ощущаете при горении?
(Ответ: при горении ощущаем тепло.)
Учитель. Посмотрите внимательно на пламя свечи. Какие Вы можете различить цвета пламени?
(Ответ: при горении свечи можно различить три цвета - это голубой цвет, красно-оранжевый и бледно-желтый цвета.)
Учитель. Каждому цвету соответствует определенная температура, так голубому цвету соответствует температура 700°С, красно-оранжевому цвету 1100°С, а бледно-желтому 1400°С.
Учитель. Какую форму имеет пламя свечи?
(Ответы детей.)
Учитель. Во время горения воздух поднимается вверх. Эти восходящие потоки и придают пламени своеобразную форму. Физики это явление называют конвекцией.
Учитель. Какие явления мы наблюдали при горении свечи?
(Ответ: при горении свечи наблюдали физические явления, а именно: тепловые, световые явления.)
Опыт№2.
Прекратите доступ кислорода к свече: для этого накройте ее перевернутым стаканом,
Учитель. Что произошло? Объясните почему.
(Ответы: свеча постепенно гаснет, потому что нет доступа кислорода.)
Учитель. Какой способ еще можете предложить?
(Ответ: понижение температуры.)
Опыт №3.
- Аккуратно переверните стакан и очень аккуратно снимите с него крышку.
- Налейте в стакан известковой воды. Обратите внимание на то, что известковая вода помутнела – это признак образовавшегося углекислого газа.
Учитель. Откуда в стакане появился углекислый газ? Какое явление произошло (физическое или химическое)?
(Ответ: при проведении опыта наблюдали химическое явление, с образованием нового химического вещества углекислого газа.)
5. Подведение итогов
Учитель.Мы с вами провели наблюдения за горением свечи, теперь давайте подведем итоги и сделаем вывод.
Какие явления наблюдали при горении свечи?
Какие явления наблюдаемые сегодня относятся к физическим явлениям? к химическим явлениям?
(Ученики подводят итоги наблюдения.)
6. Заключительное слово учителя
Ребята! У каждого на парте находятся пламени трех цветов – голубого, оранжевого и желтого. Какой цвет пламени подойдет к нашему уроку? Почему?
И закончить урок хочется словами М. Фарадея:
«…я только могу выразить вам мое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой , т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно выполняя свой долг перед человечеством».
7. Домашнее задание.
Для выполнения домашнего задания необходимо взять свечу, лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. На листе бумаги с помощью свечи наносите рисунок, затем покрываем весь лист акварельными красками. Рисунок готов.