Развивающие кинезиологические программы

Разделы: Работа с дошкольниками


При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

При исследовании двигательной функции руки ученые установили, что детям доступны пробы пальцев: кулак, ребро, ладонь. Если ребенок затрудняется выполнить данные пальцевые пробы, то наблюдается недостаточная сформированность речевой функции.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (использование пальчиковой гимнастики) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук, а в дальнейшем следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук.

На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой на стол, а в дальнейшем выполняются упражнения при различных исходных положениях ребенка, если проводить пальчиковую гимнастику и координацию речи с движением, то это послужит сразу двум целям. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ:

  • речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной;
  • наличие рифмы положительно влияет на слуховое внимание.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения, сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении по словесной инструкции.

В начале коррекционной работы у детей отмечаются скованность, отсутствие легкости и плавности при выполнении упражнений, недостаточная координация, неполный объём движений. Ребенку предлагаются задания на выявление умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать ленты, шнурки. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание в одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Основные задачи коррекционной работы:

  • научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  • научить детей подниматься на ступеньки самостоятельно.
  • научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  • научит детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  • научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем правой, левой ноге.
  • научить детей попеременно вставать, приседать под счет.
  • научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую - на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок.
  • научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
  • научить ловить мяч после удара об пол, по стене.
  • научить ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).
  • научить катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
  • научить перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
  • научить передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.
  • научить расстегивать и застегивать пуговицы на пальто, куртках, платье, кофте, брюках (затем перейти к кукольным вещам).
  • используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.
  • научить сильно сжимать и разжимать кулаки.
  • научить сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.
  • научить поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.
  • научить поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.
  • научить ритмично выполнять движения "ладонь-кулак-ребро".

В детском саду, на всех занятиях, в физкультурно-оздоровительной деятельности, а также в повседневной жизни детей необходимо больше уделять внимание развитию мелкой моторики в сочетании с координацией речи с движением. В условиях логопедической группы ДОУ внедрена система работы по развитию мелкой моторики во взаимосвязи с лексическими темами. (Приложение №1)

Умелыми пальчики становятся не сразу. Игровые упражнения и разминки в детском саду, дома, во дворе помогут ребенку уверенно держать карандаш и ручку, заплетать косичку и зашнуровывать ботинки, аккуратно строить из мелких деталей и лепить из пластилина. Будут развиваться пальцы рук, а значит, будет развиваться речь и мышление ребенка.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и персептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на развитие двигательных качеств и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), на развитие свойств психики (внимание, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и пр.), на повышение функционального уровня системы организма (тренировка, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).

Эффективность определяется по следующим показателям:

  • общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакции, координация движений и др.), развитие организованности, дисциплины;
  • совершенствование сенсорных представлений, персептивных действий, формирование аналитического восприятия;
  • развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, а также координации речи с движением.

Поэтому тренировки движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующие речевое развитие ребенка, способствующим улучшению кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышения работоспособности коры головного мозга.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4