К вопросу о формировании исследовательских компетенций студентов Каменского педагогического колледжа средствами предмета "Методика преподавания начального курса математики"

Разделы: Общепедагогические технологии


Исследовательская компетентность современного специалиста включает способность к анализу проектируемых информационных систем, опыт использования технологий принятия решения, в том числе по вопросам необходимости новых разработок или выбора и использования наиболее подходящих решений из существующих, а также обоснованного выбора оптимальных путей внедрения информационных проектов, а также навыки проверки надежности сконструированных информационных ресурсов и деятельности по повышению эффективности их эксплуатации.

В рамках учебного процесса в профессиональной школе речь идет в первую очередь об учебном исследовании, которое имеет определенную специфику, отличающую учебное исследование от научного и прикладного. В учебном исследовании ставятся не столько цели получения нового знания, отработки новых технологий, создания нового оборудования, как цели подготовки специалиста, способного к осуществлению исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в колледже организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской деятельности, которая включает выполнение:

- исследовательских заданий;

- внеаудиторных самостоятельных работ;

- курсовой работы;

- выпускной квалификационной работы.

Рассмотрим некоторые из них.

При организации образовательного процесса необходимо использовать учебное исследование, одним из этапов учебного исследования являются исследовательские задания.

Исследовательские задания - это задания, связанные с выполнением анализа учебников по математике, с разработкой уроков, с подбором заданий, отвечающих определенной цели, с организацией экспериментальной работы.

При выполнении исследовательских заданий формируются

- информационная

- деятельностно-творческая

- учебно-познавательная

- коммуникативная

- исследовательские компетенции и развиваются у студентов

- способность самостоятельно осуществлять отбор и анализ литературы с точки зрения ее значимости и эффективности;

- способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

- умения задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;

- умение представлять результаты своего исследования.

Выполнение исследовательских заданий важно для студентов, т.к. исследовательский подход обеспечивает понимание изучаемого, глубину и прочность усвоения математического материала и при выполнении таких заданий усваивает этапы не только математического исследования, но и любого исследования вообще.

Примеры исследовательских заданий по методике преподавания математики

а) Подберите из учебников начальных классов задания на сравнение, которые полезно выполнить при изучении темы "Внетабличное умножение и деление".

б) Составь вопросы по изучению сформированности у младших школьников умений строить схематические чертежи при решении задач на движение.

в) Составь вопросы методисту-преподавателю при подготовке к практике "Пробные уроки" по теме "Текстовая задача и процесс ее решения с точки зрения уточнения и понимания методики обучения решению задачи.

г) Проведите сравнительный анализ систем упражнений по разделу "Величины" учебников авторов Моро М.И., Рудницкой В.Н., Юдачевой Т.В. др. по основаниям:

- изучаемые величины;

- способ (стиль) учебной деятельности:

а) алгоритмический;

б) переводческий;

в) прикладной;

г) исследовательский;

д) игровой.

В целом эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы. Для этого нами составлены методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по методике преподавания начального курса математики, которые включают себя

- график выполнения внеаудиторных самостоятельных работ

Тема Количество часов Результат процесса Форма контроля
1

12

Внеклассная работа по математике 4 конспекты занятий деловая игра

- методические указания самостоятельных работ

Например:

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8.

Тема: Методика обучения решению текстовых задач.

Цели:

- учить работать с учебной информацией;

- готовить студентов к написанию курсовых, дипломных работ;

- учить классифицировать материал по темам.

Требования к знаниям и умениям студентов:

Студент должен

знать:

- различные методические приемы обучения решению задач;

- использовать различные способы проверки решения задач;

- решать любую задачу из курса математики начальных классов.

План подготовки по теме:

1. Определи тему исследования;

2. Изучи систематический каталог в библиотеке, отдел 22;

3. Изучи методический каталог в библиотеке, отдел 74.262.

4. Изучи журнальные статьи:

- "Математика в школе";

- "Начальная школа";

- "Начальная школа".

5. Оформи библиографические списки, для правильного оформления.

6. Изучи статью из сборника "Учебно-методические рекомендации по написанию рефератов для студентов педколледжа", автор-составитель Долгова О.Н., с. 17.

Задание.

Составь библиографический каталог по теме "Проверка решения задачи" (не менее 7-10 источников)

Форма контроля: 1) Взаимопроверка на занятиях.

Следующим этапом исследовательской деятельности студентов является курсовая работа.

Курсовая работа - учебно-исследовательская работа студента, которая выполняется под руководством преподавателя.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.

Курсовая работа - реферативного характера предполагает формирование у студентов умений анализировать литературу по выделенным критериям; делать собственные выводы с обоснованием выбранной позиции.

- практического характера предполагает изучение практического опыта по изучаемой проблеме, анализ, сравнение имеющегося опыта в современной практике обучения и воспитания.

Определение практического материала для опытной проверки.

- опытно-экспериментального характера предполагает формирование у студентов умений в проведении констатирующего эксперимента; изучение опыта работы, существующего в школе; создание собственной экспериментальной программы.

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ разного характера представлены в пособии "Организация исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения курсовой работы в Каменском педагогическом колледже", авторами составителями являются преподаватели колледжа и Никитина Л.А.

Вся организация исследовательской деятельности в колледже направлена на формирование педагога-исследователя, педагога, обладающего самостоятельным и критическим мышлением.

Список литературы.

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов. - М., 2005.

2. Истомина Н.Б., Ваяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе - Смоленск "Ассоциация XXI век", 2009.

3. Стойлова Л.П. Возможности курса математики в формировании у студентов исследовательских умений// Начальная школа № 6, 2009.