Занятие "Посмотрим в окошко"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Задачи.

Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Предварительная работа.

Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием "видов" через видоискатель - картонные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату "Прогулки". Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: "Колобок", "Заюшкина избушка", "Козлятки и волк", "Три поросенка".

Материалы, инструменты, оборудование.

Листы бумаги белого или светло - голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома "Посмотрим в окошко" (с горизонтальным или вертикальным размещением листов). Видоискатели - картонные рамки разной формы и величины.

Содержание занятия

Воспитатель читает детям рассказ "Окно".

- На этой стене - окно, а на той стене рама с картиной.

Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним - дорога, за дорогой - поле с зеленой травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.

И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.

В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.

Через раму картины ничего не видно.

Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.

Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).

Воспитатель интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти "виды" за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.

Тихо (на ушко) спрашиваю у каждого ребенка, что "он увидел" и что будет рисовать. Помогаю наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).

Воспитатель обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.

Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои "картины" рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже имеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель также отмечает, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картины для шкафчиков и виды из окна.

В конце занятия воспитатель показывает детям две обложки для альбомов "Посмотрим в окошко" (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто - то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.

После занятия.

Оформление альбомов "Посмотрим в окошко" (с вертикальным и горизонтальным расположением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов.