Подготовка педагога-хореографа средствами проектировочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


В наступившем XXI веке по-прежнему остро стоит задача создания системы подготовки педагогических кадров, отвечающей стратегическим перспективам нашего государства и отечественного образования в частности. На данном этапе модернизации образовательной системы одним из приоритетных направлений является повышение ее качества, в том числе на основе активизации процессов проектирования в этой сфере, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Для молодого специалиста важным становится умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, проектировать профессиональную деятельность, предвидеть последствия ее преобразований. Для будущего учителя потребность в развитии проективных умений актуализируется еще и потому, что он должен сформировать их у своих учащихся. [3, c.15]

Доминирующим способом инновационной деятельности кафедры хореографии является проектный способ.

Основной акцент в работе кафедры ставится на совершенствование профессиональной подготовки преподавателя, изменения его образа и формирование готовности к работе в условиях инновационной образовательной программы, а как следствие и готовности будущего учителя, что определяет качество подготовки выпускника.

Каждый педагог кафедры имеет индивидуальный проект научно-педагогической деятельности, который реализуется в целостном педагогическом процессе.

Проект основывается на проблематике, исходящей из потребностей педагога, опирается на его реальные ресурсы и предлагаемые формы образовательной деятельности, является условием его личностного развития.

Доминирующими средствами реализации проектов являются: технология развивающейся кооперации, рефлексивная технология, технология педагогического проектирования и другие.

Студенты хореографического отделения также осваивают проектную деятельность. Проектная деятельность студента направлена на творческий самостоятельный поиск. Здесь проверяются имеющиеся знания, активизируется исследовательский потенциал, формируется творческая личность.

Эффективности подготовки педагога-хореографа способствует включение студентов в проектную деятельность, которая направлена на развитие их проектных умений в процессе освоения различных дисциплин: классический танец, народный танец, современный танец, бальный танец, историко-бытовой танец, композиция и постановка танца, методика преподавания хореографических дисциплин, методика работы с творческим коллективом. Осуществляются следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов по уровням обучения, проведение фрагментов урока на учебной группе, сочинение и постановка хореографического номера, разработка практических уроков в соответствии с задачами обучения, творческие показы исполнительской деятельности студентов, показы творческих работ студентов по дисциплине “композиция и постановка танца”. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике. [1, c.45] К видам курсового проектирования относятся практико-ориентированные исследования по актуальным профессионально-дидактическим проблемам хореографических дисциплин – “Изучение роли А.Я. Вагановой в становлении системы классического танца”, проектирование методической разработки алтайского танца “Аккулар” и др., теоретические исследования проблем в области хореографической педагогики, методики обучения – “Особенности инновационных методов хореографической деятельности”, “Развитие танцевальной выразительности у детей младшего школьного возраста средствами музыкально-танцевальных заданий” и др. Все больше проектов студенты специальности реализуют в хореографических коллективах города. Приведем примеры: проектирование методической разработки детского танца “Веселый гном” Мартынюк О., постановка танцев “Медвежий бунт” Польшаковой Е., “Бульба” Малковой В.

Итоговый государственный экзамен по дисциплине “методика преподавания хореографических дисциплин” проходит в форме защиты проектов студентов.

Студенты представляют проекты по различным дисциплинам (классическому, народному, историко-бытовому, современному, бальному танцам). Эти дисциплины осваиваются студентами в течение всего периода обучения в колледже. Таким образом, они владеют достаточным объемом знаний для создания своего проекта.

Данная форма проведения экзамена зарекомендовала себя достаточно успешно.

Проблема проектирования в педагогике привлекает в последние годы все более пристальное внимание исследователей. Проектирование рассматривается в социально-педагогическом (О.И. Генисаретский, М.Г. Мерзляков, З.Ф. Мазур, и др.) и дидактическом (В.С. Безрукова, Г.Л. Ильин, В.М. Монахов, и др.) аспектах. Методологические подходы к педагогическому проектированию раскрываются в работах Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др. [5]

В настоящее время педагогическое проектирование отражено в различных теоретических моделях и отличается разнообразием подходов к его изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования. [2, c.34]

Структура проектировочной деятельности как средства подготовки будущих педагогов-хореографов отражает следующий алгоритм действий:

• целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

• моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

• конструирование (определение и обоснование условий и средств для достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

• реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

• анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

Содержанием проектировочной деятельности студентов являются те действия, которые осуществляются согласно ее структуре и отражены в следующих действиях: целеполагание, моделирование, конструирование, реализация, анализ.

Подготовка будущих педагогов путем включения их в проектировочную деятельность направлена на развитие их проектировочных умений в процессе освоения педагогических и специальных дисциплин. Проектировочная деятельность студентов характеризуется степенью их активности, уровень которой определяется прошлым опытом, потребностями, установками, целями, мотивами. Подготовка будущих педагогов-хореографов предполагает три этапа: организационно-подготовительный, организационно-практический и обобщающий.

Организационно-подготовительный этап включает в себя подготовительную работу, в ходе которой анализируются различные умения студентов (аналитические, проектировочные, исследовательские, организаторские и др.). Студенты знакомятся с теоретическими основами проектировочной деятельности. В ходе лекционного курса рассматриваются следующие вопросы: сущность педагогического проектирования, его цели, результаты и назначение, алгоритм действий проектировочной деятельности.

Организационно-практический этап предполагает включение студентов в процесс создания профессионально значимого проекта, который завершается его презентацией. Содержание этого этапа проектировочной деятельности отражено в действиях (стадиях).

На стадии целеполагания проводится установочное занятие, позволяющее уточнить цели и задачи проективной деятельности, формулируется проблема, сюжетная ситуация. Студентам предлагается информация и письменные рекомендации по организации проективной деятельности. Оказывается консультативная помощь по темам проектов, обсуждаются основные идеи проекта, способы сбора и анализа информации, утверждаются индивидуальные планы работы.

Стадия моделирования предполагает сбор и систематизацию материалов в соответствии с идеей проектов. При этом студент осмысливает не только цели, но и пути их развития через учебно-воспитательную деятельность.

Логическим продолжением работы студентов является стадия конструирования, на которой оформляются результаты проектировочной деятельности, дорабатываются проекты с учетом замечаний и предположений.

Стадия реализации проекта включает в себя opгaнизацию, корректировку, выполнение задуманного. Реализация деятельности предполагает сотворческую позицию каждого участника проектировочной деятельности. Осуществляется подготовка к защите разработанных проектов.

На стадии анализа оформляются отчеты о проделанной работе.

В процессе проектирования будущий педагог постоянно соотносит идеальные представления об учебно-творческом процессе и реальные условия, свои личностные качества, потенциальные способности и возможности их реализации. Использование рефлексии требует непрерывной коррекции создаваемого проекта учебно-воспитательной деятельности на основе анализа потребностей и возможностей субъектов. [4]

Обобщающий этап - связан с изучением результатов проектировочной деятельности. Анализируется отчетная документация студентов.

По результатам итогового государственного экзамена 2010 года по дисциплине “Методика преподавания хореографических дисциплин” студенты показали достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций через определение актуальности заданной темы, методов и приемов обучения, типа урока, постановку цели и задач урока, логической последовательности урока, а также оптимальном использовании методов, приемов и средств обучения. Наиболее удачные проекты: Проект урока в подготовительной группе детского хореографического коллектива. Тема: “Танцевальный шаг с носка” - Малкова В.С.; Проект урока народного танца. Тема: “Этюд в испанском характере” - Андреева Ю; Проект урока историко-бытового танца. Тема: “Крестьянский бранль” - Часовских Н.

Некоторые студенты четвертого курса, обучаясь в колледже, имеют собственные хореографические коллективы (Ельчанинов Е. – шоу-студия “Элита”, Малкова В. – хореографическая студия “Ритмы детства”, Белимова Т. – хореографическая студия “Рябинушка” при клубе пос. Мирный, Егошина В. - хореографическая студия при средней школе пос. Первомайский), работают педагогами-репетиторами в центрах детского и юношеского творчества города Бийска. Проектная деятельность этих студентов осуществляется на основе принципа самоорганизации. Результат деятельности в коллективах выпускники предоставляют на итоговом государственном экзамене в виде собственных хореографических постановок, исполняемых участниками коллектива.

Таким образом, проектировочная деятельность является средством саморазвития студентов в Бийском педагогическом колледже, способствует развитию их проектировочных, исследовательских, аналитических, а также коммуникативных умений. Каждый новый проект личностно и профессионально значим для них, его реализация способствует профессиональной социализации, адаптации к существующим условиям профессиональной деятельности, приращению профессиональных знаний, формированию умений продуктивного взаимодействия с окружающим социально-профессиональным пространством.

Список литературы

  1. Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки. Дисс-я канд. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 178 с.
  2. Гаджиев Г.М. Проектно-учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности. Дис. … д-ра пед. наук. Белгород , 2003.
  3. Сухова Е.И. Подготовка будущих педагогов средствами проектировочной деятельности /Сухова Е.И.// СПО. - 2010. - №6. – с. 15-17.
  4. Яковлева Н./ Проектирование как педагогический феномен (электронный ресурс). – Режим доступа www.edu.ru.
  5. Марычева Л./ Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей (электронный ресурс). – Режим доступа www.profedu.ru.