Развитие элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни в процессе театрально-дидактической игры

Разделы: Работа с дошкольниками


Экспериментальная работа проводилась в течение 2009-2010 учебного года в младшей группе численностью 20 человек в Дошкольном Образовательном Учреждении СЗАО г. Москвы с использованием разработанной нами методики театральной игры и театрально-дидактической игры с математическим содержанием.

Констатирующий эксперимент и анализ его результатов. Констатирующий эксперимент проходил по 2 направлениям

Первое направление

Задачи:

  • Познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений по организации развития элементарных математических представлений дошкольников.
  • Выявить отношение педагогов к использованию театральных игр в процессе развития элементарных математических представлений дошкольников.

Первое направление констатирующего эксперимента проводилось в форме анкетирования воспитателей, а также анализа документации ДОУ. Было опрошено 40 работников ДОУ.

  • Какие формы работы по обучению дошкольников математике вы используете в своей профессиональной деятельности?

а) занятия
б) самостоятельно-познавательную деятельность детей вне занятий
в) обе формы

  • Какие игры с математическим содержанием вы используете в своей профессиональной деятельности?
  • Считаете ли вы необходимым использовать театральную игру при обучении дошкольников математике?
  • Чем на ваш взгляд отличается театральная игра от театрально-дидактической игры?

Анализ результатов показал следующее: 70 % респондентов используют занятия в своей профессиональной деятельности, 8 % опрошенных используют самостоятельно-познавательную деятельность вне занятий, 22 % опрошенных используют обе формы обучения дошкольников математике; 95% респондентов используют в своей работе дидактические и подвижные игры с математическим содержанием. Театральные и театрально-дидактические игры для развития математических представлений дошкольников не используют, хотя 75% опрошенных не смогли ответить на вопрос, чем отличается театральная игра от театрально-дидактической игры. 22% респондентов указали, что театральная игра направлена на творческое развитие ребенка, а театрально-дидактическая игра на познавательную и занимательную деятельность и развитие творчества дошкольников.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Развитие элементарных математических представлений дошкольников в основном осуществляется на занятиях, а самостоятельно-познавательная деятельность детей вне занятий применяется недостаточно.
  • Работа осуществляется через такие виды игр, как дидактические и подвижные, используются театрализованные игры, театрально-дидактические игры с математическим содержанием не применяются.
  • Театрально-дидактические игры с математическим содержанием не используется, хотя большинство работников ДОУ считают возможным и необходимым их применение.
  • У большинства респондентов нет точных представлений о различиях между театральной и театрализованной игрой.

Анализ документации учебного заведения, в частности планирование образовательно-воспитательной работы, подтвердил результаты анкетирования работников ДОУ: работа в основном проводится на занятиях, используются дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, иногда театрализованные, но театрализовано-дидактические игры с математическим содержанием не применяются.

Второе направление

Задача: выявить уровень математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Была использована диагностика для выявления уровня развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Работа проводилась в младшей группе численностью 20 человек. Задания предлагались в игровой форме, индивидуально каждому ребенку. Содержание заданий определялось «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой за 2008 г.). За основу брался уровень знаний, умений, навыков, которые должны приобрести дети младшего дошкольного возраста.
Мы использовали диагностику, которую разработали самостоятельно.

Диагностика уровня развития математических представлений детей 4го года жизни.

I. Умение находить один или много предметов в окружающей обстановке.

Дидактическая игра «Поезд».

Оборудование:

  • «Чайная» Много чашек (5), чайник (1)
  • «Полянка» Много грибов (5), елочка (1)
  • «Лесная» Много елочек, один еж
  • «Мебельная» Много стульев, стул один

Задание: в разных местах игровой комнаты располагаются группы игрушек – «станции»: лесная, чайная, мебельная. Мы с тобой поедем в путешествие по группе, будем останавливаться на разных станциях, ты должен (должна) сказать, каких предметов много на этой станции, а каких по одному.

II. Умение определить один и много звуков на слух.

Дидактическая игра «Дом игрушек»

Оборудование: изображение теремка, игрушки: собака, кошка, лягушка, ежик.

Задание: посмотрите, кто живет в теремке, послушайте, сколько раз собака гавкнула, кошка мяукнула, ежик фыркнул … один или много раз.

III. Умение различать на ощупь геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Обследовать их осязательно-двигательным путем.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Оборудование: чудесный мешочек, модели треугольника, круга, квадрата.

Задание: опусти руку в мешочек, нащупай одну фигуру и назови ее, достань и скажи, почему ты решил, что это круг, квадрат, треугольник.

IV. Умение ориентироваться на собственном теле, различать левую и правую руку.

Дидактическая игра, «В какой руке кубик?».

Оборудование: один кубик

Задание: возьми кубик в правую руку, что мы делаем правой рукой. Переложи кубик в левую руку, что мы делаем левой рукой. Подними левую руку с кубиком вверх, опусти левую руку. В какой руке у тебя нет кубика?

V. Умение детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Задание: ответы на вопросы.

– Когда ты приходишь в детский сад?
– Что ты делаешь утром?
– Что наступает за утром (день)?
– Что ты делаешь днем?
– Когда тебя забирает мама (вечером)?
– Покажи, как ты прощаешься.
– Ты просыпаешься, встаешь, делаешь зарядку. Когда это бывает?
– Ты уходишь из садика домой. Когда это бывает?
– Ты спишь дома в кроватке. Когда это бывает?
– Мы с тобой в садике идем гулять. Когда это бывает?

Анализ диагностики математического развития детей младшего дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:

  • В дидактической игре «Поезд» 55% детей умеют находить один или много предметов в окружающей обстановке. 35% определяют с помощью воспитателя, а 10 % не справились с этим заданием.
  • В дидактической игре «Дом игрушек» 45% детей умеют определять количество звуки на слух, 40% детей выполнили задание с помощью воспитателя, а 15% не справились с этим заданием.
  • В дидактической игре «Чудесный мешочек» 35% детей самостоятельно различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. У 45% детей наибольшее количество ошибок связано с распознаванием и названием треугольника, 20% детей не справились с поставленной задачей.
  • В дидактической игре, «В какой руке тяжелее?» 30% детей легко различают правую и левую руку, 45% детей путают названия рук, а 25% детей не ориентируются на собственном теле.
  • В дидактической игре «Когда это бывает» самостоятельно различают и называют части суток 30% детей. 25% детей не различают части суток, 45% справились с этой задачей с помощью воспитателя.

Со всеми заданиями справилось 35 % детей. Они показали высокий уровень развития по всем направлениям. Одна из причин высокого показателя совместная работа педагогов и родителей, желание родителей закреплять знания, умения и навыки, которые дети получают в дошкольном учреждении. Большую помощь в развитии двух детей вносят бабушки, которые занимаются с ними дополнительно. На наш взгляд, на успешность двух других детей влияет профессия родителей, т.к. они работают учителями в средней школе, а один из детей имеет няню с педагогическим образованием. 20% детей не справились с большинством заданий, а такие задания как «Дом игрушек», «Поезд», выполняли с помощью воспитателя.

Одну из причин такого уровня развития детей мы видим в особенностях среды семейного воспитания. У одного ребенка есть няня, но она имеет педагогическое образование, она в большей степени делает все за ребенка, а не развивает его.

45% детей справились с заданиями, но с помощью воспитателя, наибольшее затруднение вызвало задание «Когда это бывает», «В какой руке кубик».
Метод естественного наблюдения подтвердил результаты диагностики.