Применение нетрадиционных методов при формировании информационной компетентности учащихся

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Цель: показать нетрадиционные методы обучения при формировании информационной компетентности учащихся как метапредметного результата.

"В современном мире образованный человек должен адекватно ориентироваться в информационном пространстве".
(Д.А. Медведев)

С этой аксиомой трудно не согласиться. А в чём заключается смысл этого высказывания? Одной из ключевых компетенций, которую мы формируем у учащихся - это работа с информацией. В своём мастер-классе я хотела бы показать, какими методами можно формировать информационную компетенцию учеников, а следовательно и метапредметный результат. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способности учащихся, проявляющиеся в активном применении знаний и умений.

Этапы работы с информацией

  1. Получение, поиск и фиксация информации (алгоритм Цицерона)
  2. Понимание и преобразование информации (системный оператор)
  3. Применение и представление информации (метод фокальных объектов)

Информационными объектами для анализа и актуализации знаний мы определим ключевые понятия в высказывании Д.А. Медведева (современный мир, образованный человек, информационное пространство)

Алгоритм Цицерона

Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов:

Что? Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему?

Так их теперь и называют - "алгоритм Цицерона". Работу над новыми терминами, понятиями или событиями можно построить на этом принципе. Из предложенных понятий нужно сформулировать ответы на все вопросы алгоритма:

- надо постараться ответить на большую часть вопросов;

- при этом постараться, чтобы получился относительно связный текст.

Задача: сформулировать понятие

Понятие  Что? Где? Как? Когда?
(при каких условиях)
Чем? Почему? Зачем?
Современный мир              
Образованный человек              
               

(работа в группах)

Тем временем мы с вами рассмотрим понятие информации как основного объекта информационного пространства. Для этого будем использовать метод системного оператора.

Этот метод помогает раскрыть структуру элементов объекта, их внутренние и внешние связи, сводящий все знания об объекте в единое целое, т.е систематизирует зону актуального развития об объекте

  В какую систему входит?  
  Объект  
  Из чего состоит?  

(работа с залом)

Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в следующем: например, перед нами как в фокусе объект, который надо усовершенствовать. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно, чтобы это были существительные. Затем мы примеряем признаки этих слов к своему объекту. Неожиданное сочетание объектов и признаков, а так же ваше воображение дают интересные результаты. Этот метод позволяет найти идеи новых оригинальных объектов.

Случайный объект Его признаки Фокальный объект Идея
       
       
       

Попробуем с помощью этого метода "усовершенствовать" современный мир и образованного человека. (работа в группах)

Зрителям предлагается назвать несколько предметов - случайных объектов.

Таким образом, мы рассмотрели нетрадиционные методы формирования универсальных учебных действий при работе с информацией. Подобных методов множество, наша задача заключается в том, что бы учащиеся данными методами могли пользоваться как универсальным инструментом - в этом основа метапредметных связей и ключ к успешному обучению.

Презентация.