Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми  спортивными традициями.
  • Продолжить формирование умений работать с     текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
  • Проявлять интерес к спорту.
  • Знать олимпийских героев современности своего края.

Учебное оборудование: rарта «Древняя Греция», энциклопедии, мультимедийная презентация (далее ММ).

Используемые технологии: метод проекта, технология « Дебаты».

Представление групп:

1 группа – «Театрализованная игра «Голоса эпохи».
2 группа – «Зрители олимпийских игр в Древней Греции».
3 группа – «Зимние олимпийские игры в Турине».
4 группа – «Издание буклета».

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Приветствие. Музыка «Сиртаки» (Презентация 1).

– Ребята, представьте, что вы в Древней Греции.

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Мифы Древней Греции».

– Вспомним, « Кто из героев мог сказать о себе такие слова». (Учащиеся на листочках записывают ответы. Проводится блиц-опрос.)

1. До сих пор болят мои кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!  (Геракл)

2. Благодаря мне жилища  людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей)

3. Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяжелый сон…. А она-то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем! (Дракон, стороживший золотое руно в Колхиде)

4.Увы, память моя ослабела. Теперь по происшествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал)

5. Я люблю свою мать и мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими. (Персефона)

III.  Переход к изучению новой темы

– Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия.  Боги древних греков жили на горе Олимп.
– Театрализованную игру « Голоса Эпохи» (Презентация 2) представляет группа учащихся №1 (Приложение 1). (Учащиеся  выступают в роли олимпийских богов в костюмах, предварительно их приготовив).

Слово учителя:

 …В старину   в античном мире,  более 20  веков  тому назад,
Города не жили в мире,  шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: «Ссоры вечные страшны,
Можно ль в смелости и  в силе  состязаться без войны?».

– Налицо проблемная ситуация, через которую, используя технологию «Дебаты» учащиеся сформулировали тему урока «Олимпийские игры».
В честь богов устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

IV. Изучение новой темы

Группа №2 изучила новую тему методом проекта и представила другим группам по плану:

1. Первые Олимпийские игры.
2. Пять незабываемых дней.
3. Победители Олимпийских игр.

На доске: тема урока, дата 776г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина  №33, п.1.

Вопрос классу: «Причины появления Олимпийских игр?»   и запись в тетради:

1). Поклонение богам.
2) Стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

2. Сообщение учащихся  от имени зрителей, попавших на Олимпийские игры в Древнюю Грецию (учащиеся в костюмах древних греков):

«В Олимпию – городок, расположенный в Южной части Греции я добирался сначала морем, затем сухопутной дорогой. Здесь уже собирались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Эллады, включая колонии. Это было в 776 году до н.э. Олимпийские игры были посвящены Зевсу. Участники игр были зажиточные люди, Игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня  отводились состязаниям. Они проходили на стадионе, Место я занял с ночи.

Одно из главных состязаний – пятиборье начиналось с бега. Один из атлетов, не дождавшись сигнала, сорвался с места, судья его наказал плетью.

Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями.

Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче сделать захват, Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли телом.

Интерес Зрителей на олимпийских играх также вызывал кулачный бой, бег с оружием.

Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме.

Победителей награждали оливковыми венками. Мы, зрители, кричали:  «Слава победителям!»

Я никогда не забуду этого славного праздника! Я самый счастливый человек, потому что видел Олимпийские игры – праздник силы, ловкости, азарта».

3.  – А сейчас мы с вами  совершим путешествие  по ленте времени. ( Сообщение учителя). (Приложение 2).

4. Группа №3 представляет самостоятельно изученную тему «Зимние Олимпийские игры в Турине» (на 5-7 минут)

Тезисы доклада учащегося:

На Олимпийских играх 2006 в Турине сборная России заняла четвертое место , завоевав 22 медали (8 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых).
10 февраля 2006 на Олимпийском стадионе в Турине прошла торжественная церемония открытия Олимпиады. Флаг нашей страны нес конькобежец Дмитрий Дорофеев.
Первым олимпийским чемпионом Турина 2006 стал немецкий биатлонист Михаэль Грайс. В эстафете российская женская биатлонная сборная заняла первое место. После этой победы биатлонистка Светлана Ишмуратова стала первой двухкратной олимпийской чемпионкой в Турине. Мужчины в эстафете завоевали серебряные медали.
Первым олимпийским чемпионом от России 2006 стал Евгений Дементьев в гонке преследования (дуатлон). В последний день Олимпиады Дементьев к золоту в дуатлоне прибавил серебро в гонке на 50 км. Россиянка Евгения Медведева-Арбузова выиграла бронзовую медаль в дуатлоне. Женская сборная России выиграла эстафету. Алена Сидько выиграла бронзу в спринте.
Лыжную гонку на 30 км с серебряной медалью закончила Юлия Чепалова. Саночник Альберт Демченко завоевал серебряную медаль. 
Конькобежец Дмитрий Дорофеев выиграл серебряную медаль в беге на 500 метров. Первый раз с 1994 Олимпийское золото в беге на 500 метров было завоевано россиянкой Светланой Журовой.
Довольно неожиданной стала бронза Владимира Лебедева в соревнованиях по фристайлу в акробатике. В фигурном катании Татьяна Навка и Роман Костомаров вышли на первое место после исполнения оригинального танца и выиграли золотую медаль. В соревнованиях спортивных пар лидировали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Евгений Плющенко вышел в лидеры соревнований в мужском одиночном катании и получил еще одну золотую медаль. Ирина Слуцкая заняла третье место среди женщин. Единственную медаль нашей стране в соревнованиях по бобслею среди четверок принес экипаж под руководством Александра Зубкова, который занял второе место.
В общекомандном зачете  Россия – на четвертом месте с результатами 22 (8 + 6 + 8).

Физкультминутка

К Эгейскому морю мы прилетели, 
Раз, два, три, четыре,
Наклонились и умылись, 
Вот так славно освежились.
А теперь  поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой

V. Закрепление новой темы

1. В чем отличия Олимпийских игр древности от современности?»
2. Решить задачу: стр. 154 учебника Вигасина вопрос 1.
Ответ: Во время игр нельзя было воевать, 5 лет спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.
3. Тест на тему (Приложение 3)
4. Решить кроссворд (Приложение 4)

VI.   Итог урока

Группа учащихся  №4 представляет и дарит каждому буклет  «Олимпийские игры. Путешествие во времени»  (Приложение 5)
Проведена рефлексия – самооценка своей деятельности.
Выставление оценок с комментариями
Представление спортивных достижений класса

VII. Домашнее задание:

– Прочитать параграф 33 учебника (автор Вигасин),
– Творческое задание: приготовить сообщение на тему «Алексей  Немов – гордость Тольятти», «Победители Олимпийских игр Самарской области» (на выбор).
– Читать мифы Древней Греции

Урок окончен, до свидания. Желаю успехов!!!