Чистые вещества и смеси. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Концептуальная цель: развитие основ системно - аналитического мышления.

Стратегическая цель: развитие способности анализировать, классифицировать и обобщать.

Задачи:

  • Научиться определять чистые вещества и смеси.
  • Закрепить умение определять и объяснять отличие чистых веществ от смесей..

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: частично-поисковый.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, учебник.

Оборудование и реактивы для лабораторных опытов: лист бумаги, стакан с водой, магнит, стеклянная палочка; в пробирках - сера и железо.

Оборудование и реактивы для демонстрационного опыта: спиртовка, спички, зажим для пробирки, магнит; смесь железа и серы.

Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ-0 Изучив данный модуль, вы:
  1. Сможете расширить свои знания о веществах и их нахождении в природе;
  2. Получите представление о чистых веществах и смесях;
  3. Научитесь их различать;
  4. Продолжите развитие умений проводить лабораторные исследования.
Внимательно изучите назначение предлагаемого модуля.
УЭ-1 Цель: проверить знания основных понятий о веществах.

Задание 1. Определите, что из перечисленного лишнее и почему:

А) гвоздь, железо, медь;

в) железо, сульфид железа (II), сера;

Б) молекулы, атомы, кристаллы;

г) алюминий, фосфор, кислород.

Задание 2. Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ?

Работайте устно, в паре
УЭ-3 Цель: изучить понятия "чистые вещества" и "смеси".

Лабораторное исследование.

1. Исследуйте и опишите свойства веществ - серы и железа ( агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) Сделайте вывод о сходстве и различиях свойств серы и железа.

2. Смешайте на бумаге серу и железо, пронаблюдайте за демонстрацией учителя. Что изменяется при нагревании смеси железа и серы? Объясните причину изменения.

3. Сравните чистые вещества и смеси.

Характеристика вещества (смеси) Чистые вещества смеси
Cостав постоянный ...
Физические свойства ... непостоянные
Возможность разделения физическими методами невозможно (?) ...

4. Сформулируйте определения чистого вещества и смеси.

5. Перечислите сначала чистые вещества, а потом смеси: железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, вода, алюминий, лимонад, зубная паста

При выполнении опытов работайте в паре.

Начинайте исследование по команде учителя!

Заполните таблицу в тетради.

 

 

Запишите определение в тетрадь.

Выполните задание устно.

УЭ-3 Цель: Определить способы разделения смесей веществ.

ПРОБЛЕМА! Укажите, на основании чего возможно разделение смеси.

Под руководством учителя выполните опыт по разделению смеси серы и железа магнитом.

Познакомьтесь со способами разделения смесей по учебнику - табл. 12 и 13, стр.81 (объяснение незнакомых слов в тексте - на стр. 80)

Мысленный эксперимент. Предложите, как разделить смеси:

а) древесных опилок и порошка железа;

б) воздух-смесь газов;

в) суспензию бензина и воды;

г) раствор соли.

решите проблему, работая в группе
УЭ-4 Цель: узнать о нахождении веществ в природе, веществах в лаборатории, разнообразии смесей веществ.

Проблемный вопрос. Существуют ли вещества в природе в чистом виде? Если да, то в каких условиях?

  1. Назовите природные смеси. Из каких веществ они состоят?
  2. Что такое раствор, дым, паста, пена, туман?
  3. Приведите примеры нахождения в природе чистых веществ.
  4. Какие источники содержат чистую воду, а какие - смесь воды с другими веществами: море, облако, река, снег, родник?
  5. Сделайте вывод о возможности существования чистых веществ в природе. Что такое примесь?

Рассмотрите баночки с реактивами. Найдите маркировку степени чистоты реактива. О чем она свидетельствует? (если вам это трудно, то ответ найдите в учебнике табл. 11 стр. 79)

 

Работа устно, весь класс

 

Работа с объектами в паре

УЭ-5 Цель: применить на практике полученные знания.

Задача 1. Обоснуйте способ очистки природной воды, сильно загрязненной песком и ржавчиной. Назовите последовательные операции, необходимые, чтобы сделать такую воду пригодной для питья.

Задача 2.* Почему очищенная (дистиллированная вода) в любой стране обладает одними и теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных рек и озер, различается по свойствам?

Задача 3.* Изобретательская задача. Имеется емкость с водой. На поверхности воды - слой керосина. В воду нужно внести предмет так, чтобы он не соприкоснулся с керосином, и в воде не оказалось дополнительного вещества.

Задача №1 - работа в паре.

№ 2,3 - индивидуально.

УЭ-6 Подведение итогов урока.

Прочитайте внимательно цель урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени?

Оцените работу на уроке

  • "5" - очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание,
  • "4" - хорошо, но не очень, цель достигнута в основном,
  • "3"- главное понял, трудно повторить.