Из опыта реализации программы экологического воспитания дошкольников "Наш дом – природа"

Разделы: Работа с дошкольниками


В МДОУ “Детский сад № 35” экологическое воспитание старших дошкольников осуществляется по второму варианту использования программы Н.А.Рыжовой “Наш дом – природа” – для занятий по экологии отбираются материалы, приемлемые для детей группы, в течение двух лет используются материалы программы в рамках программ, по которых уже занимается дошкольное учреждение. Кроме того автором разрешается отбирать в методических пособиях материалы, наиболее интересные педагогам и соответствующие уровню развития детей. Предлагаемая методика позволяет использовать для детей самые разные варианты деятельности. Большое значение придается игре, а вербальные формы обучения (беседы) должны быть сведены к минимуму.

В течение двух лет были изучены следующие блоки: "Я и природа", "Вода", "Воздух", "Солнце", "Камни, песок, глина", "Почва", "Растения", "Животные", "Лес", "Человек и природа". При изучении указанных блоков Н.А. Рыжова предполагает "воспитать с первых лет жизни гуманную социально – активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков" – это и является целью программы. Для реализации цели программы использовали такие формы работы с детьми как: занятия, детское экспериментирование, различные виды игр, продуктивные виды деятельности, чтение и обсуждение художественной и энциклопедической литературы. Занятия строили с учетом наглядно – действенного и наглядно – образного восприятия ребенком окружающего мира, чаще всего использовали занятия, которые имели комплексный характер, продумывали сменяемость деятельности детей на занятии. Что способствовало развитию у детей умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

Большое внимание уделяли ведущей форме деятельности дошкольников – игре: сюжетно-ролевым, подвижным, играм-превращениям, дидактическим играм.

При изучении блока "Я и природа" знакомили детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивали по специально разработанным рисункам наш обычный дом и дом – природу. Дети узнали о том, что вокруг них есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце, которые тесно связаны друг другом и человеком. В этом же блоке изучили отличие объектов природы от объектов, сделанных руками человека, отличие живой и неживой природы. Особый интерес у детей, при изучении этого блока, вызвала работа с авторским рисунком "Дом под крышей голубой", так как знакомство с домом природой проходило в сравнении с домом – жилищем человека: солнце можно сравнить с лампой в доме, в природе есть дождь, в доме – душ, в комнате есть пол – в доме – природе под ногами земля – почва. Для более легкого усвоения детьми понятий "живое" и "неживое" в природе использовали, наблюдения, игровые упражнения, игры, рекомендованные автором. Называли объекты живой и неживой природы: если был назван объект живой природы, дети двигались (например, растение – "росло" – поднимали руки вверх; животные – прыгали), если был назван объект неживой природы, дети замирали на месте. Или играли с мячом в "Живое – неживое" по типу игры "Съедобное – несъедобное". Уделяли внимание этой теме больше, потому что дети относили к живой природе только животных, а все, что не движется, в том числе растения – к неживой.

Каждый блок программы состоит из комплекса тем, позволяющих знакомить детей с проблемами биологической, социальной, прикладной экологии, в том числе и с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Так, например, изучая блок "Вода" знакомили дошкольников с водой в природе, водными животными и растениями, значением воды в жизни живых организмов, включая человека, необходимостью экономить воду. Учили видеть красоту росы, инея, дождя, снега. Автор программы уделяет большое внимание чувственному познанию детьми окружающего мира. В процессе обучения ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и, даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Так при изучении блока "Вода" дети самостоятельно экспериментировали с водой для ознакомления с ее свойствами. Непосредственное целенаправленное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно – действенного мышления. Опыты побуждали детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они способствовали развитию наблюдательности и сосредоточенности внимания.

Кроме детского экспериментирования в работе с детьми использовали такую исследовательскую деятельность как кратковременные наблюдения "Испарение воды при сушке одежды на батарее", "Высыхание пола после мытья". Хвалили своих воспитанников даже за самые незначительные самостоятельные наблюдения: кто – то из них увидел первую сосульку, кто – то “обычное облако. Учили обобщать собственное наблюдение, не бояться высказать свою точку зрения, даже если она оказывалась неверной. И видели, что наше положительное отношение к их действию симулировало интерес детей к окружающему миру. "Мы с вами живем на дне огромного воздушного океана" – с таких слов мы начинали знакомство по блоку занятий "Воздух". Этот блок, как и другие блоки программы, включают в себя несколько тем, связанных друг с другом. Каков он этот воздух? Какую роль играет в жизни людей и других живых существ? Какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как приспособились к обитанию в каких условиях? Поскольку в программе Н.А. Рыжовой "Наш дом – природа" речь идет об экологическом воспитании, то изучая "Воздух", большое внимание уделяли природным взаимосвязям. Дети постигали причинно – следственные связи в окружающем мире, поэтому, говоря о воздухе, мы изучили летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространение семян ветром и многое другое. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, то мы проводили различные игры "Теплый и холодный воздух", "С какого дерева семена", "Северный и Южный ветер". Помимо игровой деятельности увлекали детей в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Это помогло развить у детей познавательный интерес, их мышление, память, внимание. При обучении старались задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость, например, доставляло дошкольникам угадывание предметов в ящике ощущений.

В течение нескольких дней во время прогулок, обращали внимание детей на солнце: какая погода – солнечная или пасмурная, какое солнышко сегодня – яркое или скрытое в дымке, на что оно похоже. Обращали внимание на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения привели нас с детьми к изучению блока занятий "Солнце".

Очень понравились детям темы "Солнце – большая звезда", "Строение Солнечной системы". Они узнали, что Солнце – это такая звезда, как и другие, но она находится ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Затем познакомили, что Земля это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Создали свой макет Солнечной системы и закрепили свои знания игрой "Планеты, по местам". Не менее интересной была экспериментальная работа, где дети увидели, как обычный солнечный луч может превращаться в разноцветный. Через игру "Догони свою тень, наблюдения, познакомили детей с понятием "свет" и "тень", а через театр теней развивали у детей воображение, дети испытывали радость открытия новых свойств знакомого предмета (показ обычного предмета под неожиданным углом зрения). Дети становились актерами и были очень рады этому.

Прекрасный материал для развития ребенка найти несложно, стоит лишь только более внимательно присмотреться к окружающему. Например, камни – природный материал, который в буквальном смысле валяется у нас под ногами, еще в древности камни служили детям игрушками. Что – то из того времени – эпохи "детства человечества" перешло к нам. Мы тоже с детьми собирали камешки, использовали их для экспериментирования и игр. Такая деятельность способствовала сенсорному развитию детей, побуждала их логически мыслить, сравнивать, выражать свои мысли и чувства. Во время поисков мы находили не только природные, но и искусственные камешки. Это позволило нам с детьми сравнивать разные камни и на их примере закрепить значение терминов "природа" и "неприрода", а также узнать о том, что разрушаясь, камни превращаются в песок и глину. Знакомство с этими природными материалами помогли развить у детей такие мыслительные операции как анализ и синтез в процессе проведения опыта на способность пропускать воду песком и глиной. Дети самостоятельно делали вывод о таких свойствах песка и глины как плотность и сыпучесть, вязкость и рыхлость. Эти знания послужили основанием для самостоятельной поисковой деятельности "Как используется песок и глина человеком". Совместно с родителями дети искали ответ на вопрос в книгах, энциклопедиях, составляли рассказ по теме поиска. Это способствовало развитию познавательного интереса у детей. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе "Наш дом – природа" большое внимание уделяется опытам и наблюдениям.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При наблюдении развивались такие познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь, внимание.

Для нас было очень важно, чтобы дети учились размышлять, формулировали и отстаивали свое мнение, обобщали результаты. В мини – лаборатории старались создавать условия для проведения опытов с водой, почвой, так: чтобы дети не боялись пролить воду или рассыпать почву. В качестве лабораторной посуды мы использовали стаканчики из – под йогуртов, пластиковые бутылки, тем самым показывали детям возможность вторичного использования материалов. Во время проведения исследовательской работы показали детям, что в почве есть воздух и при сжимании комочка земли он "уходит". Показали, как происходит загрязнения почвы, обсудив при этом возможности последствия этого. Детей очень заинтересовали вопросы: Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву, о чем попросили бы их, если бы умели говорить? Сделали вместе с детьми вывод: в жизни, как в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, она поит растения, животных), но есть и "мертвая вода" – грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть). Провели игру – превращение "Подземные жители", так как дети любят волшебные превращения. Используя эти игры, воспитывали у детей эмоциональное отношение к природе. Формировали уважительное отношение к ее представителям, восприятию их как равных человеку. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу своего умственного развития. Дети седьмого года жизни многое знают и умеют. Знания они получают в общении со взрослыми и сверстниками через телевизор и книги, они быстро решают специально поставленные умственные задачи. Игра остается, но усложняется – по содержанию и форме она уже соответствует возрастным возможностям и умениям детей. В подготовительной к школе группе работали с детьми по таким блокам как "Растения", "Животные", "Лес", "Человек и природа". Указанные блоки не имели авторского методического обеспечения, поэтому материал для экологического воспитания детей подбирали сами в соответствии с разработанными Н.А. Рыжовой компонентами блоков. Знакомство с блоком "Растения" мы начали с закрепления знаний детей о частях растения (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Для этого мы с детьми придумали кроссворд и отправили его в экологе – биологический центр, где получили приз за оригинальность. Затем познакомили детей с разнообразием растений на Земле. Дети закрепили и получили новые знания о том, что растения растут всюду, где есть необходимые для их жизни условия (свет, тепло, вода, воздух), но природа на Земле не одинакова, поэтому разнообразна и растительность. Одни растения растут на полях, другие – на водоемах, третьи – на лугах, а некоторые предпочитают лес. Закрепили полученные знания через игру "Разложи по группам". В процессе нашей работы дети получили элементарные знания об экологии растения, у них закладывалось понимание связи роста и развития (семени гороха) с условиями окружающей среды. А сколько радости давала детям красота комнатных растений, умение любоваться ими, бережное к ним отношение. Во время дежурства в уголке природы воспитывали чувство ответственности за порученное дело, закрепляли название комнатных растений, их размножение. Развивая познавательные способности, используя различные анализаторы, мы провели занятие "Лекарственные и ядовитые растения", где дети подробно узнали о произрастании этих растений и закрепили понятие роли в жизни человека, детей привела в восторг игра "Знатоки лекарственных растений". Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Поэтому мы продолжали формировать систему знаний у детей о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывали осознанное деятельное отношение к природе, желание охранять все растения, с которыми ребенок встречается. Для этого мы знакомили детей с растениями, занесенными в Красную книгу Урала, а также создали в группе свою Красную книгу. Свое знакомство с блоком "Растения" мы закончили просмотром Оксфордской видеоэнциклопедии для детей и подтвердили исследования ученых, что при построении иерархической системы знаний и соответствующей организации обучения старшие дошкольники на примере растений усваивают проявления закономерности о единстве организма и среды. Природа отличается необычным многообразием форм жизни. Всюду произрастают не только разнообразные растения, но и обитают животные, живущие в самых различных условиях. Необъятен мир животных, они для нас как братья меньшие. С такого сообщения мы перешли к изучению, блока "Животные", для формирования представления о том, что животное – живое существо, оно имеет определенное строение, может двигаться, чувствовать. В процессе проведенных игр, чтения, занятий мы воспитывали бережное отношение к животным, подводили к пониманию необходимости к существованию всех видов без исключения. Познакомили с сезонными изменениями в жизни диких животных, насекомых, птиц. Показали различие в размножении животных (птиц, бабочек, лягушек). Воспитывали понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их "дома" – места обитания. Закрепили полученные знания через игры, работу с карточками – схемами. Ребенок должен знать, что животный мир дает человеку, как животные могут помогать человеку в его жизни, какую приносят пользу. Для этого через игру – путешествие сформировали обобщенное представление о домашних животных. Не осталась без внимания и наша, ранее созданная, книга, на страницы которой мы занесли охраняемых животных. Дальше мы отправились за чудесами. Да, да за чудесами! Потому что в лесу, куда ни глянь всюду чудеса! Мы с детьми и раньше были в лесу, много наблюдали, читали книги, поэтому ответы на некоторые "Почему", "Отчего", "Что" и "Зачем" мы знали. Значит, возникла необходимость дополнить знания о лесе новыми сведениями. Так уточнили и расширили представление о многоярусном сообществе – "многоэтажном" доме. Познакомили детей с видами леса (сосновый бор, хвойный лес, березовая роща, лиственный лес, смешанный лес, тайга), показали детям значение леса в жизни человека. Воспитывали у детей умение видеть красоту леса и эмоциональное отношение к нему. Для этого мы рассматривали и читали журнал "Свирелька", разгадывали кроссворды, играли, устраивали выставку пейзажей и изделий из дерева. Все это способствовало умственному развитию детей. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы. Человеку нужен чистый воздух, чистая вода, экологически – чистые фрукты и овощи. Мир огромен, поэтому мы знакомили детей с природой постепенно, создавали условия, чтобы у наших детей сформировалось правильное представление о ней. С такими знаниями мы подошли к изучению последнего блока программы "Наш дом – природа" "Человек и природа". Мы познакомили детей с созданием заповедников, заказников для охраны редких видов животных и растений, на конкретных примерах рассмотрели некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. Закрепили навык экологически – правильного поведения в природе. При этом опирались на материал всех предыдущих блоков. Для обобщения знаний детей по блокам программы использовались материалы Оксфордской видеоэнциклопедии для детей, которая имеется в видеотеке детского сада, прослушивались грамзаписи звуков природы. Опираясь на положение о том, что книга является видом искусства и воздействует на чувства и сознание ребенка, использовали в работе с детьми рекомендуемые автором произведения Б.Заходера, Э. Мошковской, С.Маршака; народные и авторские сказки; сказки Л.Павловой, В.Бианки. Книга выводит за пределы наблюдаемого; с помощью книги знакомили детей с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно: о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон (степи, пустыни, тундры). Также с помощью поэтических произведений учили замечать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах, ветре, солнце. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы развивает способность детей к пониманию речи, к длительному произвольному вниманию и сосредоточении на содержании, передаваемом словом.

Автор считает, что природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Принимая во внимание то, что детский сад не может осуществлять экологическое воспитание детей отдельно от семьи. Совместно с родителями и детьми провели родительские собрания, открытые занятия, развлечения и праздники по проблемам экологии, а так же они получили знания на экологическую тему через печатную информацию. Родители участвовали в качестве персонажей в праздниках "Новый год в подводном царстве", "На балу у Золушки", развлечении “Что за прелесть эти сказки!", где родители радовались полученным детьми знаниям.

Использование нами программы экологической воспитания Н.А.. Рыжовой рассматривается нами как одно из средств развития познавательных процессов у детей. (Приложение 1) В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор красота и мысль идут рядом, вознося и возвеличивая человека".