Некоторые аспекты словообразования в английском языке

Разделы: Иностранные языки


Предлагаем вашему вниманию материал, который, по нашему мнению, необходим для подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Вторая часть экзаменационного задания раздела 3 «Грамматика и лексика» состоит из текста с пропусками. Каждому пропуску соответствует выделенное жирным шрифтом слово, которое дается на правом поле. Учащимся необходимо изменить форму слова таким образом, чтобы оно соответствовало содержанию текста по смыслу и по форме. Необходимо не только подобрать соответствующую часть речи, но и поставить ее в нужную форму (лицо, число, противоположное значение и т.д.).

Для успешного выполнения данного задания учащимся, во-первых необходимо прочитать весь текст до конца, для того чтобы понять его смысл. И только после этого выполнять пошагово следующее:

  • Прочитать предложение внимательно, стараясь понять смысл.
  • Внимательно посмотреть на слова, стоящие до и после пропуска для определения части речи.
  • Определившись с частью речи, вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи.
  • Определить по контексту имеет ли слово положительное или отрицательное значение.
  • Подобрав нужное слово, надо прочитать шепотом предложение. Если слово звучит естественно, то приступайте к следующему предложению, но если слово звучит неестественно, и вы уверены, что видите и слышите его в первый раз, то это значит, что вы выбрали не ту форму, которая нужна в данном случая, попробуйте подобрать другое слово.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ

  • Прочитать предложение внимательно, стараясь понять смысл.
  • Внимательно посмотреть на слова, стоящие до и после пропущенного слова.
  • Вспомнить, что характерно для данной части речи. Например, для имени существительного характерно наличие следующих частей речи:
  • артиклей: a, an, the (It’s not always easy being a_________(tour);
  • указательных местоимений: this, these, that, those;
  • притяжательных прилагательных: my, your, his, her etc. (Brenda blames her ___________(happy) on being single, but I am not so sure.);
  • предлогов, с помощью которых осуществляется связь слов в предложении (Extreme sports have increased in ____________________(popular) in recent years).

Определив, что пропущенное слово – это имя существительное, необходимо вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи. При написании существительного не забудьте о числе (множественное или единственное). Сказуемое и контекст подскажут вам его. (Hundreds of _________________ (cycle) take part in cross-country races.)
Чтобы сузить ряд подбираемых суффиксов, сначала определите часть речи исходного (заданного) слова.
Особенно внимательными надо быть с однокоренными словами, имеющими разные значения, например, tour – tourist – tourism.
По аналогии с вышесказанным об имени существительном, отработайте и при подготовке к экзамену повторите, наличие каких частей речи характерно для имен прилагательных, наречий и т.д.
Ниже мы приводим наиболее часто употребляемые суффиксы различных частей речи.

СУФФИКСЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Образование имен существительных от имен существительных (noun ––> noun)

  • football – footballer
    garden – gardener

  • music – musician
    beauty – beautician

  • violin – violinist
    medal – medallist

  • king – kingdom
    bore – boredom

  • brother – brotherhood
    child – childhood

  • friend – friendship
    sponsor – sponsorship

  • tour – tourist – tourism
    commune – communist – communism

Образование имен существительных от глаголов (verb ––> noun)

  • work – worker
  • visit – visitor
  • beg – beggar
  • study – student
  • assist – assistant – assistance
  • differ – difference
  • arrange – arrangement
  • examine – examiner – examinee
  • wait – waiter – waitress
  • impress – impression
  • provide – provision (de ––> sion)
  • create – creation
  • prepare – preparation (re ––> ra + tion)
  • solve – solution (ve ––> u + tion)
  • arrive – arrival
  • prove – proof (ve ––> f)
  • believe – belief

Образование имен существительных от прилагательных (adjective ––> noun)

  • happy – happiness
    shy – shyness
  • distant – distance
  • silent – silence
  • popular – popularity (i + ty)
  • odd – oddity
  • stupid – stupidity
  • cruel – cruelty
  • poor – poverty
  • brave – bravery
  • long – length
    deep – depth
    warm – warmth

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

Образование глаголов от имен существительных (noun ––> verb)

  • memory – memorize
  • beauty – beautify
  • pure – purify
  • length – lengthen
    warmth – warmthen
  • advice – advise (c ––> s)
    practice – practise

Образование глаголов от прилагательных (adjective ––> verb)

  • special – specialize
  • deep – deepen
  • just – justify

СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Образование имен прилагательных от имен существительных (noun ––> adjective)

  • rain – rainy
  • boy – boyish
    child – childish
  • beauty – beautiful
  • hope – hopeless
  • friend – friendly
  • poison – poisonous
  • optimist – optimistic
  • poetry – poetic
  • music – musical
  • psychology – psychological
  • picture – picturesque

Напомним, что после глаголов: to be, smell, taste, fell, sound, look – используются прилагательные:

The dish tastes delicious.

Образование имен прилагательных от глаголов (verb ––> adjective)

  • create – creative
  • use – useful
  • help – helpless
  • differ – different
  • hesitate – hesitant
  • accept – acceptable
  • flex – flexible
  • bore – bored – boring

СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ

Образование наречий от имен прилагательных (adjective ––> adverb)

Почти все наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса -ly

  • beautiful – beautifully
  • slow – slowly

Формы некоторых прилагательных и наречий одинаковы:

  • fast – fast
  • hard – hard
  • early – early
  • lately – lately

Важно не путать наречия с прилагательными или существительными, имеющими тот же суффикс или ту же форму:

  • lovely, daily – прилагательные
  • weekly – прилагательное (еженедельный)
    weekly – существительное (еженедельник)
  • friendly – прилагательное (дружелюбный, дружеский)
    friendly – существительное (товарищеский матч, встреча)
  • -friendly, – суффикс прилагательных (eco-friendly, computer-friendly)

Также полезно запомнить:

  • Если прилагательное оканчивается на , то она меняется на i и добавляется ly:
    • hungry – hungrily
  • Если прилагательное оканчивается на -ic, то добавляется –ally:
    • logic – logically
  • Если прилагательное оканчивается на -able/-ible, то буква исчезает, а буква появляется:
    • comfortable – comfortably

Наречие от прилагательного good образуются не по правилам, об этом тоже надо помнить:

  • good – well.

АНТОНИМЫ (OPPOSITES)

Как мы уже упоминали выше, иногда, подбирая слово по смыслу, необходимо образовать антоним. Напомним некоторые приставки, которые необходимы в этом случае.

  • happy – unhappy
  • efficient – inefficient
  • possible – impossible
  • legal – illegal
  • regular – irregular
  • honest – dishonest
  • sense – nonsense
  • resident – non-resident
  • centralize – decentralize

Приставка de- образует слово, в смысл которого закладывается значение уменьшения числа или количества чего-либо, в этом случае антонимом будет слово с приставкой in- (увеличение)

  • decrease – increase
  • deflate – inflate

Иногда приставка не образует слово, которое являетс абсолютным антонимом, а придает ему определенный смысл:

  • Understand – понимать         misunderstand – понять неверно

Мы надеемся, что предложенный материал поможет нашим коллегам и частично упростит подготовку к экзамену.

Список литературы:

  1. State Exam, Е.Н. Соловова, Pearson–Longman, 2007.
  2. LES First Certificate (Use of English), J.Cook, J.Copage, Longman, 2000.